Неизвестный правитель России: кого Николай II назначил руководить страной после отречения
Как известно, в марте 1917 года Николай II отрекся от престола в пользу своего младшего брата Михаила. Однако вместе с этим император назначил и главу Временного правительства. Им стал Георгий Львов. Впрочем, на этом посту Львов пробыл недолго. После Октябрьской революции он перебрался в Тюмень, но вскоре ему пришлось бежать за границу.
До назначения
Если верить изданию «Российский либерализм. Идеи и люди» под редакцией Алексея Кара-Мурзы, Георгий Евгеньевич Львов принадлежал к старинному княжескому роду, который ведет свое начало от легендарного Рюрика. Он родился в 1861 году в Дрездене: его отец переехал в Европу поле того, как продал свое имение. Семья смогла вернуться в Россию только после того, как получила в наследство другое имение, в Тульской губернии. Поэтому Георгий вырос и выучился в Москве: сначала окончил известную Поливановскую гимназию, а после поступил на юридический факультет Московского университета. В 1886 году он был назначен членом Епифанского присутствия по крестьянским делам.
Как утверждает автор издания «100 знаменитых анархистов и революционеров» В. А. Савченко, впоследствии в разное время Львов был и земским начальником, и членом губернского присутствия в Туле, и гласным Тульской земской управы, и председателем этой самой управы. По мнению Савченко, в конце XIX века Георгий Евгеньевич являлся типичным русским либеральным помещиком и капиталистическим предпринимателем. В нем, как и в других людях его уровня, каким-то невероятным образом сочетались славянофильство и западничество, масонство и толстовство. А окружающие называли Львова «человеком с безукоризненной репутацией».
На политическом поприще
Свою политическую карьеру Георгий Львов начал во время русско-японской войны. Как пишут В. Фролов и другие авторы издания «Правители России и развитие строительства», он организовывал медицинскую и продовольственную поддержку армии. В знак протеста против войны в целом и бюрократии в частности Львов демонстративно отказался от медали «За Манчжурию», дарованной ему императором. Подобным образом он поступал еще не раз. Так, когда Витте и Столыпин предложили ему пост министра земледелия, Георгий Евгеньевич выдвинул такие требования, вплоть до отмены смертной казни, что власти сочли за благо исключить его кандидатуру.
Между тем именно Георгий Львов в марте 1917 года стал главным фигурантом последнего указа Николая II. Тогда император назначил Георгия Евгеньевича председателем Совета министров. Как утверждает Евгений Пчелов, автор книги «Монархи России», Львов занял сразу два поста: министра-председателя и министра внутренних дел Временного правительства. Однако во время так называемого «июльского кризиса» Львов ушел в отставку, а правительство перешло под руководство Керенского.
После Октябрьской революции
После Октябрьской революции, по словам Юрия и Татьяны Лубченковых, авторов книги «Самые знаменитые князья и графы России», Георгий Львов вынужден был скрываться от новых властей. Изменив внешность и воспользовавшись подложными документами, Львов уехал в Тюмень. Но его опознали и арестовали. Освободившись под подписку о невыезде, Львов тут же перебрался в Омск, где встретился с представителями Временного Сибирского правительства. Те поручили Георгию Евгеньевичу заручиться поддержкой США для борьбы с большевиками. Однако сделать этого Львову так и не удалось.
В конце концов он поселился во Франции. Как пишет Анатолий Романов в своей книге «На чужих погостах: некрополь русского зарубежья», именно Львов возглавлял Русские политические совещания в Париже, а также организовал первые биржи труда для русских эмигрантов. Однако под конец жизни бывшему главе Временного правительства пришлось несладко. Он пытался заработать на хлеб литературным трудом и даже написал мемуары, но писательское ремесло дохода не приносило. Для того, чтобы иметь хоть какие-то средства к существованию, Львов до самой смерти, то есть до 1925 года, занимался пошивом кошельков.
Читайте наши статьи на Дзен