Пуподушники: как молились самые необычные православные верующие
Представители этого течения использовали духовные практики, которые другим православным казались странными. Зародившись на территории Византийской империи, «пуподушничество» распространилось в другие страны, среди которых – Россия. На протяжении нескольких веков учение пуподушников считалось еретическим, а порой и сектантским.
Византийские корни
На самом деле прозвище, данное им недоброжелателями, пуподушники не признавали. Они являлись приверженцами исихазма – особого вида монашества, когда православный выбирает полное уединение и проводит время в непрестанных молитвах. Одним из видных исихастов стал Григорий Палама. Будущий монах родился в 1296 году в большой и знатной византийской семье, затем получил в столице империи, Константинополе, прекрасное классическое образование. Когда Григорию Паламе исполнилось двадцать лет, он отправился на Афон и принял монашество, а затем присоединился к братству Великой Лавры святого Афанасия.
Будучи монахом, Григорий Палама учил верующих, что к Божественному свету они могут приобщиться, ведя правильную духовную жизнь. Молитву, способную привести к единению с высшими силами, Палама называл умно-сердечной и подчеркивал, что творить ее могут и должны все православные, а не только церковные служители. Во время молитвы, советовал Палама, подбородок следует положить на грудь – таким образом, чтобы взор падал на пупок – своего рода «портал» между мирским и духовным. За это последователей Паламы и прозвали пуподушниками.
Главный противник пуподушников
Практику молитвы, которую предлагали исихасты, едко высмеивал другой монах и философ XIV века, Варлаам Калабрийский. Посетив монашеские скиты пуподушников в Фессалониках (ныне Салоники, Греция) он писал: «Меня посвятили в чудовищные и абсурдные верования… Они сообщили мне об удивительном разлучении и воссоединении разума и души… о разумных входах и выходах, производимых ноздрями при дыхании, о заслонах вокруг пупа и наконец о видении душой нашего Господа, каковое видение осязаемым образом и в полной уверенности происходит внутри пупа». Не разделив энтузиазма исихастов, он вступил в полемику с Григорием Паламой. Их переписка началась в 1337 году и длилась почти год. Палама, в свою очередь, составил труд под названием «Триада в защиту исихастов», также не впечатливший упрямого Варлаама Калабрийского. Других монахов он если не презирал, то считал недостаточно просвещенными, а их духовные практики – обыкновенной выдумкой. Ни способ познания Бога, предложенный Григорием Паламой, ни исихазм в широком смысле Варлаам так и не принял.
Еретическое учение
Приверженцы исихазма были и в Российском государстве. Следуя заветам афонских монахов, они молились по-особенному: наклоняли голову, взор сосредоточивали на груди, произносимые слова связывали с ритмом собственного дыхания.
Прозвище «пуподушники» закрепилось за ними и здесь. Более того, на протяжении всего синодального периода в России (то есть, от Петра Великого до Февральской революции) их движение официально считалось еретическим и порицалось Русской православной церковью. Правда, ожесточенного сопротивления исихасты-пуподушники все же не встретили. Отзывались о них скорее с интересом и удивлением. Вот что писал о них протоиерей Сергий Булгаков в 1912 году: «Исихасты (т. е. спокойные). Так называлось в Греции в XVI в. монашествующее сословие мистиков, которые отличались самой странной мечтательностью. Они почитали пупок средоточием душевных сил и, следовательно, центром созерцания и думали, что, положив подбородок на грудь и беспрестанно смотря на пуп, можно видеть райский свет и наслаждаться лицезрением небожителей. Это спокойное сосредоточие на одном пункте, отвлекающее мысль от всего внешнего, представлялось необходимым условием восприятия несозданного света». Спустя семь лет после выхода этого труда в России законодательно установиась свобода вероисповедания, а учение пуподушников продолжило свое существование и сохранилось до наших дней.
Читайте наши статьи на Дзен