Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-04-02 11:00:56

Характер русского человека: чем он удивляет другие народы

Несмотря на то, что все люди генетически очень схожи, мы все различны в культурном плане. У каждого народа – свой национальный характер и менталитет, которые формировались под воздействием исторических географических, лингвистических, религиозных и прочих факторов. И эти национальные черты, а также их различия, являются главным предметом изучения этнопсихологии или психологии народов – молодой, но как считают специалисты в этой области, очень перспективной науки.

Русский в трамвае

Еще Лев Николаевич Гумилев писал, что у каждого этноса есть самосознание и оригинальный стереотип поведения, который воспринимается как норма в общении между людьми. В качестве примера Гумилев рисует типичное поведение представителей разных народов в трамвае, куда вошел буйный пьяный: русский «скажет несколько сакраментальных слов», немец позовет милиционера, татарин отойдет в сторону, а грузин схватит обидчика за грудки и попытается выбросить его из трамвая.

Причем в данном случае речь идет не просто о нормах поведения, а о психологических чертах, свойственных тому или иному народу: хладнокровие немца, «горячность» грузина – яркие тому примеры. Каждый народ обладает своим уникальным характером, знание и понимание которого, по словам этнопсихологов, поможет избежать конфликтов не только на международной арене, но и в повседневной жизни.

Этнос и дети

Так что же является главным фактором в формировании этнического характера? Гумилев полагал, что свойственные этносу определенные черты приобретаются ребенком во время социализации, то есть при воспитании в определенной культурной среде. Сегодня, по словам Татьяны Стефаненко, крупного специалиста по этнопсихологии, основным фактором, лежащим в основе межэтнических различий психики, считают как раз культуру. И не только материальную. Огромную роль играет духовная культура, например, религия, способы социализации детей (культура детства, нормы воспитания, время совершеннолетия); а также «субъективная культура», определяющая нормы поведения и ценности.

В качестве примера последней представим двух друзей, которые за совместный труд получили некую сумму денег. То, как они их разделят, будет зависеть от того, к какой культуре они принадлежат, поскольку в поведении людей отражаются ее нормы. Так, для нашей страны характерна норма равенства: возникнет предложение поделить поровну. В некоторых культурах в этой ситуации будут исходить из норм потребности; то есть родители одного из друзей бедны — значит, он получит больше денег.

Помимо культуры, на формирование национального характера влияют природные условия, географический ландшафт, общность языка, а также историческая память и общее самосознание. И даже несмотря на то, что сегодня понятие «национальный характер» не считается научным, поскольку с трудом поддается измерению, как правильно выразился филолог Дмитрий Лихачев: «Национальные особенности – достоверный факт. Отрицать наличие национального характера, национальной индивидуальности значит делать мир народов очень скучным и серым».

Русская религиозность

Каков же русский национальный характер? Сразу на ум приходит фраза из стихотворения Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать — в Россию можно только верить». Непоколебимая вера в собственные идеалы, в «батюшку-царя», а также высокая религиозность, по мнению философов и этнопсихологов, всегда были самыми глубокими чертами русского народа. Разумеется, их источником было православие, самое традиционное из всех христианских конфессий, для которого характерны многие черты раннего христианства: мученичество, самоосуждение, легкость умирания и довольство тем, что есть. Отсюда такие русские черты, как жертвенность, сострадание, стойкость при тяготах судьбы, а также излишнее преувеличение своих ошибок и слабостей.

По мнению известного философа Николая Лосского, религиозность, присущая русским людям, выработала у последних способность к «высшему опыту»: религиозному, мистическому, к восприятию чужих душевных состояний, к страстному исканию смысла жизни и абсолютной правды. Отсюда, по его словам, умение русского человека чутко воспринимать чужое душевное состояние. Как говорил Шуберт: «Русский переживает мир, исходя не из «я» и не из «ты», а из «мы». Поэтому среди русских быстро завязываются знакомства, через час общения может показаться, что знакомы уже всю жизнь.

В качестве других качеств, которыми русский народ обязан православию, Лосский выделяет свободолюбие, прежде всего как свободу духа, силу воли, а также удивительную незлопамятность. Как говорил Федор Михайлович Достоевский: «Русские долго и серьезно ненавидеть не умеют».

Обратная сторона медали

Пресловутую русскую «обломовщину» все тот же Лосский считал оборотной стороной стремления русских людей к совершенству и чуткости к недостаткам окружающего мира. Обычно это свойство проявляется в небрежности и стремлении сделать все «кое-как», веря во всемогущую «авось» и милостивую «халяву».

В свое время Ленин в беседе с Максимом Горьким отметил: «Мы, русские, по преимуществу талантливы, но ленивы умом». Неорганизованность тоже является неотъемлемой составляющей русского характера. Этнопсихолог Владимир Крысько отмечает, что представители русской национальности иногда не склонны к самостоятельности и в силу своей доверчивости часто поддаются отрицательному влиянию и быстро перенимают чужие пороки.

Александр Солженицын выделял и другие недостатки русского характера, являющиеся обратной стороной его достоинств: русское долготерпение, неразвитое правосознание, заменяемое тягой к справедливости (как гласит пословица: «хоть бы все законы пропали, лишь бы люди правдой жили»), и в результате отчуждение народа от политики и общественной деятельности; отсутствие стремления к власти: «русский человек сторонился власти и презирал ее как источник неизбежной нечистоты, соблазнов и грехов», и, как следствие, нужда в сильном правителе.

Храбрость

В чем, в чем, а в недостатке храбрости русских упрекнуть никто не в праве. С первых дней существования древнерусского государства его население не только успешно защищало землю от нашествия вражеских войск, но и преуспело в расширении своих территорий. Даже представители вражеских народов, такие как готский историк Иордан или византийцы Маврикий и Лев Диакон, писали, что «народ сей отважен до безумия, храбр и силен». Последний, будучи современником Святослава, рассказывал: «Россы считают ужасным бедствием лишиться своей славы и быть побежденными».

Впоследствии многие иностранные писатели и путешественники отмечали в своих путевых записках смелость русских людей, их выносливость и презрение к смерти: «Русских воинов легче убить, нежели принудить к плену. Во время обороны городов русские воины заграждали проломы стен собой и сражались даже тогда, когда от пожаров на них горела одежда».

Энгельс, сравнивая русских с западноевропейцами, писал: «Они никогда не поддаются панике. Русский хорошо сложен, крепок здоровьем, нетребователен, может пить и есть почти все и более послушен, чем кто-либо другой в мире». Сегодня этнологи отмечают, что представители русской национальности действительно очень приспосабливаемые к любым условиям, и если надо, с легкостью готовы отказаться от любых пристрастий в еде и одежде. Они также быстро овладевают нужными знаниями и привыкают к требованиям окружающих. Так что мобильность и быстрая адаптация – русские национальные черты.

«Душа нараспашку»

Одной из самых парадоксальных особенностей русского характера является известная «широта русской души». Русский человек всегда чувствует себя частью чего-то большего, гражданином всего мира, причем еще и ответственным за его судьбу. В этом и заключается знаменитый русский «мессианизм», который в истории был свойственен жителям крупных государств и империй (например, древним римлянам).

Русский человек как бы существует «вне себя». Русский рождается не только и даже не столько для себя, сколько для другого. Именно этим объясняется поведение многих русских людей. Представителям русского народа всегда нужна какая-то большая общая цель, жизнь только «для себя» многим русским представляется серой и бессмысленной.

Женская душа

Следствием «широты души», по мнению доктора философских наук Николая Сидоренко, является одна из самых опасных черт русского характера. При общении русские берут за точку отсчета не себя, а другого. Поэтому в окружении «значительных людей» часто чувствуют себя неуверенно. Для самоуверенности русским как воздух необходимы постоянное одобрение и похвала. Хорошим отношением от русского человека можно добиться практически всего. Это качество сегодня побуждает многих социальных психологов утверждать, что у русского народа «женская душа».

За счет высокой чувствительности к чужим оценкам русский человек часто становится жертвой лицемерия и обмана. Он готов поверить во все, что отвечает его внутренним представлениям о благородстве и стремлениям служить какой-то возвышенной цели. Русский с легкостью доверяет мнению людей, которых считает авторитетом. Поэтому часто становится жертвой общественно значимых лозунгов и призывов. Как выразился когда-то Карамзин: «Легковерен народ российский».

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: