«Раскосмаченные»: почему этих женщин русские звали, чтобы говорить с мертвыми
Редко какие похороны на Руси обходились без приглашения профессиональных плакальщиц, которые своими криками и плачем провожали усопшего в последний путь.
В тех или иных местечках страны этих женщин, наделяемых способностями налаживать связь с сакральным потусторонним миром, именовали по-разному, например вопленицами или раскосмаченными.
Раскосмаченные
В роли плакальщиц на Руси выступали исключительно женщины, поскольку они как символы домашнего очага и плодородия ассоциировались с землёй, которая одновременно даёт урожай и принимает тела людей после их смерти..
Оплакивавшие покойника страдалицы звались раскосмаченными в виду того, что выражать скорбь во время похорон им полагалось с распущенными волосами.
Безудержно плача и приговаривая, раскосмаченные мотали головами, рвали или стригли на себе волосы. Столь необычное поведение объяснялось связью этого действа с языческим обрядом.
В дохристианские времена плакальщицы выдергивали волосы в знак разрыва связи покойного с миром живых.
С крещением Руси эта похоронная традиция стала пресекаться церковью, однако в народной среде раскосмаченные, как и прежде, пользовались авторитетом и не сидели без работы.
Вплоть до XV века православные священники убеждали мирян, в том, что распущенные волосы не делают чести истинной христианке, поскольку являются признаком блудницы или падшей женщины.
Отсюда, к слову, и восходит закон, запрещающий девице или праведной жене ходить с непокрытой головой, то есть простоволосой.
В качестве аргумента церковнослужители приводили слова архиепископа Иоанна Златоуста, считавшего деятельность раскосмаченных или плакальщиц противоречащей основам христианства, в частности, вопросу воскресения мёртвых.
Вместо приглашения на похороны шумных воплениц он советовал людям провожать усопшего тихими молитвами об упокоении его души, обрядом отпевания и сдержанными церковными песнопениями.
Однако в крестьянском обществе люди причудливо сочетали как христианские, так и языческие обряды, поэтому с XVII века и вплоть до недавнего времени плакальщицы всё также горевали о покойнике, только уже с покрытыми головами.
Стоит отметить, что «испускавшие вопли над телом» раскосмаченные приглашались родственниками усопшего не только в день похорон, но и на ежегодные поминальные застолья для того, чтобы они задавали вопросы почившим родным.
Иногда плакальщик вызывали из-за отсутствия у умершего человека родственников, которые могли бы поскорбеть о нём, но чаще всего их приглашали по традиции.
Фольклорист Светлана Адоньева отмечала, что раскосмаченные воспринимали своё ремесло не как работу, а как миссию, за которую не полагалось брать деньги.
Песнопения и причитания
Профессиональная раскосмаченная или плакальщица должна была обладать хорошим актёрским мастерством, убедительной речью, сильным голосом и знать разные похоронные и поминальные причитания, которые именовались «причетной речью».
По сведениям Светланы Адоньевой, опытные вопленицы, используя специальные дыхательные техники, могли вывернуть наизнанку душу родственников и близких усопшего, помогая им пережить горечь утраты.
Традиционные плачи-причитания представляли собой отдельный жанр народного искусства и передавались из уст в уста.
В каждом районе страны были свои песнопения, отражавшие особенности жизни местных жителей, кроме того, каждая раскосмаченная исполняла их с индивидуальной нотой.
Русский этнограф Елпидифор Барсов в книге «Причитанья Северного края» собрал похоронные, надгробные и надмогильные стихи-плачи с типичным ритмическим строем.
В зависимости от того, кем был усопший, раскосмаченная использовала определённые причитания. К примеру, скорбя по дочери, безвременно ушедшей в мир иной, она горько пела: «Как солнышко за облачко теряется, / Так же дитятко от нас да укрывается; / Как светел месяц по утру закатается, / Как чиста звезда стерялась поднебесная, / Улетала моя белая лебёдушка / На иное безвестное живленьице!»
В этой же работе Е. Барсов акцентирует внимание читателей на том, что плакальщицы не только пели, способствуя переходу покойного в мир мёртвых, но и брали на себя функцию распорядителя ритуала, помогая каждому занять своё место и исполнить соответствующую роль.
Плакальщицы в других культурах
Между тем, профессия плакальщицы — не древнерусское изобретение.
Традиция приглашать на похоронную церемонию специальных людей для скорби по умершему человеку была известна ещё в Древнем Египте. Там раскосмаченные женщины олицетворяли собой богиню Изиду, горюющую по мужу Осирису. Кроме плача в их обязанность входило сопровождение усопшего до гробницы, куда они несли масла, еду, цветы, одежду, а иногда и мебель.
Ассирийские плакальщицы, безудержно рыдая по почившему, посыпали голову пеплом и возглавляли похоронную процессию.
О древнегреческих вопленицах писали Платон и Гомер.
Древнеримские раскосмаченные, согласно книге «Частная и общественная жизнь римлян», принадлежащей перу Поля Гиро, пели погребальные песни, испускали стоны отчаяния, обильно лили слёзы, облачались в лохмотья и носили распущенные волосы.
В Сербии, Бразилии, Испании, Греции «институт» плакальщиц существует по сей день.
В Китае в роли плакальщиков выступают артистические труппы, которые, разыгрывая театрализованное горе, помогают родственникам выплеснуть скорбь и смириться с утратой.
В Гане, как и во многих других африканских странах, оплакиванием покойников занимаются только овдовевшие женщины.
Негативное отношение к этой традиции выражает шариат, а потому она запрещена во многих исламских государствах. Табу на законодательном уровне ввели власти Таджикистана, где за вырывание волос на голове, царапание лица и громкие крики на траурных церемониях можно получить проблемы с законом.
Читайте наши статьи на Дзен