Маруся Богуславка: кем на самом деле была девушка, спасшая 700 казаков из турецкого плена
Восточноевропейские женщины нередко попадали в гаремы владык Османской империи. Известнейшей из них считается Роксолана, любимая жена султана Сулеймана Великолепного. Однако известны имена и других славянских невольниц, сыгравших важную роль в истории. Одна из них – украинская девушка Маруся Богуславка, жившая, предположительно, в начале XVII века.
Дума о Марусе Богуславке
Облик ближневосточного рынка невольников, существовавшего с древнейших времён, сильно изменил экспорт рабов из Крымского ханства. Татары регулярно совершали набеги за ясырём (пленниками) на сопредельные земли России и Речи Посполитой. За один поход они могли увести с собой десятки тысяч человек. Если невольников не выкупали родственники, то в Турции их ждала тяжёлая судьба: мужчин посылали на каторжные работы на галерах, а женщины попадали в гаремы в качестве наложниц.
Одной из таких пленниц была Маруся Богуславка. Главный источник информации о ней – «Дума о Марусе Богуславке», устное произведение, сложившееся, предположительно, в XVII веке. Текст, записанный в Харьковской губернии, впервые был опубликован в 1856 году этнографом Пантелеймоном Кулишем в первом томе «Записок о Южной Руси».
Дума повествует о 700 казаках, которые 30 лет сидят где-то в темнице «на Чёрном море». Однажды к казакам приходит Маруся Богуславка – как и они, невольница турецкого паши. Прозвище Богуславка указывает на место её рождения – Богуслав, городок в Киевской земле. Кроме того, говорится, что она «поповна», то есть дочь священника. Гостья сообщила пленникам, что завтра – Велик-день (Пасха Христова). Казаки решили, что обитательница гарема пришла поглумиться над ними и стали осыпать её проклятьями. Однако девица пообещала ради праздника их освободить.
«Отопру темницу и выпущу всех вас, бедных невольников, на волю», – передаёт её слова дума (перевод Пантелеймона Кулиша).
На другой день, когда паша, отправившись в мечеть, оставил Марусе ключи от темницы, она, воспользовавшись этим, немедленно освободила казаков.
Девушка могла и сама бежать с ними на родину, однако не захотела менять свою сытую жизнь в роскоши. Она лишь попросила казаков навестить её отца и мать в Богуславе и сказать им, чтобы не собирали на её выкуп «серебра-золота». Как пояснила Маруся, она «потурчилась, побасурманилась» и не может отказаться от «лакомства несчастного». В одном из вариантов думы также уточняется, что она родила от паши сына. Заканчивается народное произведение молитвой турецких невольников.
История Маруси Богуславки неоднократно вдохновляла украинских писателей, художников и композиторов. Первым из них стал сам Пантелеймон Кулиш, который сочинил о «второй Роксолане», как он её называл, поэму в «старорусском» стиле.
Проблема достоверности
Украинская дума – эпическое фольклорное произведение, близкое русским историческим песням. Поэтому нельзя верить, что именно 700 казаков 30 лет томились в неволе. Это гиперболизированные числа, тяготеющие к символическим семёрке и тройке. Однако сам факт освобождения узников обитательницей гарема, вполне вероятно, имел историческую основу.
В Константинополе в то время было огромное количество славянских невольников и невольниц. Многие из них сближались с хозяевами и принимали ислам. Однако доверие паши к Марусе было исключительным по тем временам. По всей видимости, девушка даже не слишком боялась расправы за побег пленников, полагая, что всегда сумеет умилостивить господина.
Возможно, Маруся Богуславка – собирательный образ «гаремных» девушек, пользовавшихся своим положением, чтобы помогать соплеменникам. К слову, легендарная Роксолана-Хюррем, тоже происходившая с Украины, ни в чём подобном замечена не была.
Однако Богуслав – вполне реальный населённый пункт, ныне расположенный в Обуховском районе Киевской области. В 1981 году в нём был установлен бронзовый памятник «народной героине» Марусе Богуславке. Изваяние стоит на месте Покровской церкви, где, по преданию, служил отец Маруси. Церковь, рядом с которой находился дом иерея, стояла за рекой Рось, как раз с той стороны, откуда обычно нападали татары.
Пантелеймон Кулиш отнес действие своей поэмы о Марусе Богуславке к 1620-1621 годам. По мнению историков, первая четверть XVII века – действительно наиболее вероятное время для подобного сюжета. В 1620 году Богуслав получил Магдебургское право, что стимулировало его хозяйственный рост. А значит, город обрёл особую ценность в глазах татарских захватчиков, рассчитывавших на доходы от выкупа пленных.
Читайте наши статьи на Дзен