Что должен был сделать казак, попавший в плен
На самом деле за всю историю своего существования казаки нечасто попадали в плен. Историки объясняют это не только дисциплиной и высоким моральным духом казаков, но и их стремлением к свободе.
Бежать любой ценой
Если верить изданию «История казачества Азиатской России» (Российская академия наук, 1995 год), казаки, в особенности уральцы, считали бесчестьем оказаться во вражеском плену, а потому всеми силами старались не попадать в руки противника и всячески уберегали от подобной участи своих товарищей. Именно по этой причине, как писал атаман Всевеликого войска Донского Петр Краснов в книге «Тихие подвижники. Венок на могилу неизвестного солдата Императорской Российской армии», казаки, сделавшись пленниками, стремились в первую очередь сбежать. Тем самым они надеялись смыть с себя позор пленения.
Для того, чтобы вырваться из плена, хороши были любые методы. Так, тот же Петр Краснов вспоминал казака, который во время войны трижды пытался бежать из германского плена. Однажды он притворился сумасшедшим и сбежал из окна психиатрической больницы, соорудив канат из простыней. В другой раз казак изобразил такое раскаяние, что ему ослабили режим и отправили на полевые работы, откуда он снова сбежал. Около недели беглец скитался по полям и в конце концов упал от истощения. Его подобрали и отправили в Данию. Фигуранту рассказа Краснова удалось бежать и оттуда. Ему было стыдно, что во время войны он сидит в плену, а не сражается.
Лучше не попадать
Впрочем, не только потому, что казаки считали плен позором, они всячески пытались избежать его. Как утверждает Валерий Шамбаров, автор книги «Казачество: путь воинов Христовых», еще во времена царской России татары подвергали взятых в плен казаков страшным казням: с них сдирали кожу, сажали на кол, зарывали заживо в землю. Дело в том, что татары отлично понимали, что из свободолюбивых казаков не выйдет «хороших» рабов. Да и в годы Первой мировой войны пленных казаков пытали весьма изощренными способами. Известен случай, когда пленному казаку вырезали лампасы прямо на ноге. По словам Петра Краснова, в Австро-Германской армии бытовало мнение, что казаки не щадят своих врагов, потому им и «мстили» такими способами.
Так что, как справедливо отмечает составитель издания «Кодекс чести казака» А. Дюкарев, чаще всего казаки предпочитали умереть, чем попасть в плен. И уж тем более настоящие казаки никогда не сдавались в плен добровольно. Перечисленными выше причинами, а также отличной дисциплиной, высоким моральным духом личного состава казачьей конницы и верностью воинскому долгу Г.Л. Воскобойникова и объясняет сравнительно небольшое количество казаков, оказавшихся в плену в период Первой мировой войны. Тогда, по данным Воскобойниковой, в лапах врагах очутились лишь 6 453 казака.
Если все же не повезло…
Однако, как видно из приведенной статистики, казаков все же умудрялись брать в плен. И в этом случае главным для плененного казака оставалось лишь продержаться в руках врага до удобного для побега случая. Поэтому информацией о том, как не погибнуть в плену, казаки охотно делились друг с другом. Например, как утверждает Лариса Утюшева, автор монографии «История, культура и традиции казахского народа», казаки верили в то, что среди представителей киргизских кочевых племен были сильные колдуны, которые до такой степени околдовывали невольников, что те, совершив побег, возвращались к своим врагам. Казаки были уверены в том, что колдовство не подействует, если киргизским кочевникам будет неизвестно настоящее имя пленника. Поэтому плененные яицкие казаки своих имен им никогда не называли.
Между тем период пленения казаков, как правило, оказывался недолгим. Все они жили в плену лишь мыслями о побеге. Об этом знали многие. Так, Н.И. Бондарь и М.В. Семенцов в издании «Православие, традиционная культура, просвещение» пишут о том, что во времена Кавказских войн горцы отказывались покупать пленных казаков, так как «в плену они не задерживались и через неделю-другую сбегали». Горцы узнавали казаков по специфической прическе, чуприне, которая представляла из себя отрощенный клок волос. Примечательно, что Станислав Ауский, автор книги «Казаки», утверждает, что сами казаки не считали рабство, которое подчас следовало за пленением, чем-то зазорным, и сами использовали труд невольников.
Читайте наши статьи на Дзен