Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-05-25 14:30:46

Смертный узел: зачем русские невесты собирали одежду для погребения

Даже самые бедные девушки на Руси всеми силами старались собрать приданое — вещи, которые понадобятся в первые годы замужества. Конечно, каждая девица рассчитывала на долгую и счастливую жизнь, но тем не менее, собирала некоторые предметы в особый узелок, который именовался «смертным». Зачем?

На дне сундука

Последние недели перед свадьбой невеста почти не выходила на улицу и уж точно не участвовала в массовых праздниках. Она вместе с подружками занималась подготовкой к предстоящей супружеской жизни – начищала посуду, просушивала и взбивала перины и подушки, украшала вышивкой скатерти, полотенца, рубахи, аккуратно складывала вещи в сундук. Но первым на дно сундука ложился особенный узелок – со всем необходимым для похорон.

Смертный узел являлся обязательной составляющей приданого, даже если семья девушки была небогата. И эта часть приданого не только символизировала прощание невесты с девичеством, ее «смерть» для родной семьи, перерождение для жизни в новом статусе, но и выполняла практическую роль. Смерть во время родов была частым явлением, поэтому невеста заранее заботилась о погребальном наряде. Заблаговременная подготовка смертного узла, по поверьям, защищала от ранней смерти: раз уж приготовила похоронную одежду, значит, не умрешь.

«Начинка» смертного узла

Собирали смертный узел постепенно, не за один день, соблюдая строгий регламент. Все вещи шили вручную, работая иглой «от себя» и не завязывая узлов. Никогда не шили вещи для смертного узла в праздники.

В холщовый мешок, а иногда в кусок ткани, оторванный вручную, складывали одежду и принадлежности, которые потребуются невесте в случае ее смерти. В комплект погребальной одежды, как пишет С.Просина в статье «Эстетика «смертной» одежды», обычно входили: нательная рубаха, головной платок, пояс, обувь. В некоторых регионах рубаху заменяли саваном – его специально шили до свадьбы. Или – венчальным нарядом, который докладывали в смертный узел после свадьбы. Если подвенечное платье не сохранялось, то старались положить в смертный узел хотя бы фату – ей как саваном накрывали лицо умершей женщины.

Часто в «смертном узле» лежала пара вещей на смену. У женщин такой парой были головные платки. Комплект погребальной одежды невесты дополняли носовым платком, нательным крестиком и иконкой Богородицы-заступницы. Верхней одежды в составе смертного узла никогда не было – ее не надевали на покойницу даже в случаях, если похороны проходили зимой.

Требования к содержимому

Главное требование к вещам, которые клались в смертный узел – новизна. Традиция хоронить усопших в новых вещах сохраняется и сегодня. Прежде чем отправить вещи в смертный узел, их окропляли святой водой с молитвой. Вещи не гладили. Лишь аккуратно складывали.

Второе требование – удобство. В статье про смертный узел И. Мироненко пишет, что на неудобную одежду покойник может жаловаться. Так, умершая будет приходить к родне во сне и сетовать: на юбке нет крючка, чтобы застегнуть, поэтому на том свете ее «приходится носить в руках», или неудобно ходить в кожаных туфлях из-за больных ног. Поэтому, если со временем какие-то вещи из смертного узла теряли актуальность – женщина поправилась, возникли проблемы со здоровьем и пр., – проводили их замену.

Третье важное требование – соблюдение правил приличия, поэтому даже крой одежды был строго регламентирован. Так, для смертного узла выбирали прямое платье длиной ниже колен с длинным рукавом и без выреза, обязательно светлых оттенков. Неприличным считалась распашное платье – халат, а также модели из цветастой ткани. Одновременно с соблюдением правил приличия погребальное платье должно было быть торжественно-нарядным, поэтому подвенечный костюм подходил как нельзя лучше.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: