Вытравленный, размоченный или выжженный: чем отличались эти нательные кресты у русских
При совершении таинства крещения священник надевает на человека крестик, который остается с крещеным на всю жизнь. Но дело в том, что не все христиане носят этот символ веры, а некоторые даже отказываются от него. Почему?
Вытравленный крест
Наибольшее количество отказов носить нательный крест зафиксировано среди представителей различных сектантских течений на Руси. Так, в сборнике «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера», изданном Московским Патриархатом РПЦ, упоминаются скопцы, которые во время неистовых массовых молитв выжигали кресты на теле железом или вытравливали православный символ кислотой.
Размоченный в воде крест
В секте пещерокопателей очищение вновь присоединившихся «страдальцев» заключалось в особом прохождении по лабиринтам подземных катакомб. И на каждом повороте лабиринта был начертан крест. Как пишет в статье «Сектантство на Нижневолжском фронтире в 19 веке» Н. Канатьева, один из лидеров пещерокопателей, Андрей Лукьянов, настолько отточил «дар целительства», что проводил ритуалы исцеления заочно. Он рисовал крест на листе бумаги, отправлял лист страждущим адептам, а те размачивали лист с крестом в воде и поили «исцеляющий настойкой» больного.
Кресты на погонах
Федоровцы, появившиеся в Воронежской губернии в начале 20-х годов прошлого века, носили отличительную одежду, по которой их и узнавали. Одеяние состояло из белого балахона или длинной рубахи, расшитой крестами. На шею федоровцы вместо нательного крестика надевали «ожерелье из головок лука», которое олицетворяло горечь земной жизни. На совместных трапезах федоровцев, участие в которых, к слову, принимали сотни человек, перед обычными блюдами полагалось съесть побольше лука. Так адепты демонстрировали, что благодать покинула официальную Церковь, поэтому всем православным следует прочувствовать своё горькое и безутешное существование. В советские годы федоровцы носили на плечах погоны с крестами.
Крест без распятия
А вот старообрядцы после реформ Никона от ношения креста-тельника не отказались, но старая вера обязывала носить только восьмиконечный крест и непременно без распятия. За ослушание налагалось трехлетнее отлучение от причастия. На старообрядческом кресте обычно размещалась молитва «Да воскреснет Бог и расточатся врази его…» или тропарь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».
Креста на них нет!
Одним из популярных религиозных движений на территории Российской империи в 19 веке стал штундобаптизм. Штундисты многое позаимствовали у немецких баптистов-протестантов. Они так же отвергали церковные таинства и посты, не проводили обряд поминовения умерших, не поклонялись святым мощам и иконам. Многие штундисты не проводили обряд крещения и не почитали крест как символ истинной веры. За свои взгляды штундисты жестоко расплачивались. Их арестовывали и ссылали в специальные лагеря, у родителей-штундистов насильственно отнимали детей, устраивали сельские самосуды с беспощадным избиением штундобаптистов, сжиганием их домов и имущества.
В «Справочнике по ересям, сектам и расколам» под редакцией С. Булгакова в качестве тех, кто отвергал нательный крест, упомянуты и молокане. Эта секта появились в 70-е годы 18 столетия стараниями портного Семена Уклеина. Разочаровавшись в духоборстве, он основал свой кружок. Его участников стали называть «молокане» из-за того, что в пост, когда употребление скоромной пищи запрещено, адепты секты пили молоко, утверждая, что «вкушают молоко словесное». Они отвергали церковную иерархию, проповедуя, что «все равны по благодати» и откровенно глумились над традиционными обрядами. Так, они постились не в установленные сроки, а как только человек «чувствует свою греховность», при этом пост предполагал полный отказ от пищи и питья. Молокане не почитали Богоматерь и Божьих угодников, не поклонялись мощам святых и иконам, не использовали крестное знамение и не носили нательных крестов.
Выжженный крест
Не только в России, но и за ее пределами, встречались христиане, отказавшиеся от ношения традиционного нательного кресла. Один из соавторов «Новой хронологии» Глеб Носовский описывал личный опыт встречи с египетскими христианами-коптами летом 2002 года. Встречаясь с коптами из Каира, а также из Асуанской епархии и общаясь с ними, Г.Носовский убедился, что они не забывают про древний символ веры, но не носят крест на шее, а делают в виде него татуировку на руке.
В книге «История военно-монашеских орденов Европы» В.Акунов пишет, что не только египетские копты, но и эфиопы, живущие среди мусульман, носят на запястье татуировку в виде креста. Автор считает, что эта традиция восходит ко временам Крестовых походов. В европейских хрониках неоднократно упоминалось, что крестоносцы наносили себе знак креста в виде татуировки или клейма на лоб, грудь или правую руку.
В этом, как пишет В.Акунов, они подражали первым христианам. Те часто наносили на тело крест, выжигали монограмму Христа, набивали татуировку в виде рыбы, якоря или ягненка. Такие татуировки делались христианами, живущими в постоянном страхе насильственного перекрещивания в иную веру. Например, в захваченной турками Сербии. К тому же христианская татуировка в виде креста упрощала опознание тела в случае гибели и повышала шансы на погребение по христианским законам.
Крест на пятке
В книге «Бог войны» Г. Носовский цитирует описание ритуала, который проводили над новорожденными мамелюками, по монографии Мартына Баумгартена «Путешествие в Египет, Аравию, Палестину и Сирию». Эта книга, впервые изданная в Нюренберге в 1594 году, только в 1794 году была переведена на русский и выпущена в Санкт-Петербурге Типографией Чужестранных Единоверцев. Немецкий дворянин-путешественник Мартын Баумгартен описывает в ней Египет 16 века, в частности упоминая, что ряды мамелюков пополнялись из христианских беглецов – албанцев, итальянцев, сербов, испанцев, немцев.
Никто, по словам Баумгартена, не мог стать истинным мамелюком, избежав своеобразного крещения. В ходе обряда требовалось отречься от старой веры и добровольно пойти на обрезание. Завершалось действо ритуальным выжиганием креста на пятке, что закрепляло отказ от христианства и символизировало буквальное попрание веры, пренебрежение христианскими законами и право на их грубое нарушение.
Читайте наши статьи на Дзен