Самораспятие: зачем православные отшельники принимают схиму
Феофан Затворник считал, что к идее символического самораспятия православный монах может прийти лишь с годами, после длительной работы над собой.
Три степени служения
Составитель книги «Вопросы священнику», Сергей Шуляк, собрал в одном издании ответы православных деятелей на обращения верующих. Например, клирик церкви Рождества Иоанна Предтечи (Санкт-Петербург) Константин Слепинин, отвечая на вопрос о церковной иерархии, коснулся и «черного» духовенства. Он отметил, что схима подразделяется на малую и великую.
«Существуют три степени монашества: рясофор, мантия (или малая схима) и схима (или великая схима). Низшая степень, рясофор, означает «носящий рясу»… Малая и великая схима («форма», «образ») – высшие степени. Они отличаются более строгими обетами», – пояснил священнослужитель.
А вообще, слово «схима» переводится с древнегреческого языка как «образ». То есть, человек, который ее принял, как бы теряет свою мирскую личность, символически отказываясь от жизни. Но взамен он словно приобщается к другому, более высокому образу бытия, напоминающему ангельское существование.
Неслучайно, принимая схиму, монах получает новое имя, ведь его прежней личности больше не существует. Православные отшельники часто селились в пещерах, уподобляемых гробам, чтобы полностью посвятить себя лишь служению Всевышнему. Таких людей в народе почитали как святых старцев, поскольку к осознанному принятию великой схимы человек, как правило, приходит уже в зрелом возрасте.
Сейчас многие схимонахи живут при монастырях, закрывшись от мира в своих одиноких кельях. Обычные для представителей «черного» духовенства обеты послушания, целомудрия и нестяжания они дополняют торжественной клятвой полностью посвятить себя делам духовным. Поэтому схимники освобождаются от всех обязанностей (послушаний), которые исполняют обычные монахи при монастыре. Например, отшельники не занимаются уборкой помещений или приготовлением трапезы.
Одежда человека, принявшего «великий ангельский образ», тоже отличается от облачения других членов братии. Помимо рясы схимник носит параман (особый плат, который носится под одеждой на спине и напоминает о кресте, который взял на себя монах), остроконечную шапочку с крестами (куколь) и мантию.
Отчуждение от мира
Архиепископ Сиракузский и Троицкий Аверкий (Таушев) в 1952 году стал ректором Свято-Троицкой духовной семинарии в американском Джорданвилле. Он прочел учащимся авторский курс лекций «Литургика», который впоследствии был издан как книга. В своем труде архиепископ сравнил великую схиму с совершенным отчуждением от мира, а принявшего ее монаха – с воином Христовым.
«Последование великого ангельского образа сходно с последованием малой схимы, но совершается с большей полнотой и торжественностью и отличается большей строгостью и высотою даваемых обетов», – отметил Аверкий (Таушев).
Процедура пострижения монаха в великую схиму называется «вторым крещением», отныне этот человек считается полностью свободным от всех плотских грехов, становясь символическим сыном Света. Настоятель монастыря объявляет постригаемому, что теперь он должен ощущать себя распятым на кресте, помышляя лишь о духовном подвижничестве.
Схима предполагает воздержание плоти, нищету телесной жизни, а также великую скорбь о судьбах обитателей грешного мира. Кроме затворнической жизни в строгом посте и аскезе некоторые монахи добровольно налагают на себя дополнительные ограничения. Одни соблюдают обет молчания, другие собирают в своих уединенных кельях дождевую воду, чтобы пить лишь то, что дает им Господь. Третьи постоянно молятся, ограничивая время сна. Кто-то отказывается от пищи, приготовленной на огне. Все они уверены, что через телесные страдания и фактическое умерщвление плоти человек может достичь духовных высот.
Что такое самораспятие
Известный православный богослов Феофан Затворник (1815-1894 гг.) в своем сочинении «Наставления в духовной жизни» призывал монахов не спешить с принятием схимы, чтобы не повеселить бесов. Он сам долгое время жил в уединенной келье Вышенской пустыни Тамбовской епархии, занимаясь переводами и написанием духовной литературы. Богослов был уверен, что главная идея схимничества – добровольное символическое самораспятие.
«На схиме множество крестов. Это значит, что схимник распят, висит на кресте и пошевельнуться не может. Если у вас это самораспятие есть, или вы усердно желаете его и готовы для него на все, то это будет свидетельствовать, что вы готовы для схимы», – отметил Феофан Затворник.
В противном же случае, если монах принимает «великий ангельский образ», но в его душе еще не созрела идея полного отречения от жизни, то ангелы будут плакать, а бесы поднимут громкий смех. Служителей Сатаны обрадует, что схимник все еще является рабом мирских желаний и страстей.
Облечься в схиму изнутри
Принятие «великого ангельского образа» никак не мешает многим людям заниматься изучением духовной литературы, написанием богословских трудов, а также наставничеством. Пример такого схимника – старец Паисий Святогорец (1924-1994 гг.), который жил на Афонской горе. Он одинаково почитаем и в Греции, и в России.
Кстати, автором книги «Житие старца Паисия Святогорца» является один из его учеников – иеромонах Исаак (Атталах). Он написал, что духовный отец долгое время скромно отказывался от пострижения в великую схиму, хотя полностью соблюдал все ограничения и обеты.
«В первую очередь, он старался по-монашески жить, чтобы не просто формально принять великую схиму, но сподобиться и схимнической благодати. Большее значение он придавал тому, чтобы облечься в схиму изнутри, то есть стать монахом по внутреннему человеку», – рассказал ученик старца Паисия.
Поэтому богословы советуют монаху сначала «облечься в схиму изнутри» (то есть, духовно вырасти до идеи отречения от мира), а уже потом принять «великий ангельский образ». Ведь любые, даже самые незначительные нарушения торжественных обетов, данных Всевышнему, абсолютно недопустимы, что налагает на схимонаха огромную ответственность.
Читайте наши статьи на Дзен