Зачем запорожские казаки носили в походы правую руку Ивана Серко
За свои невероятные подвиги удостоенный от турок прозвища «Урус-Шайтан», то есть «Русский дьявол», атаман Войска Запорожского Иван Серко был знаменит и паранормальными способностями. Якобы его не брали пули и сабля.
Урус –Шайтан
Удивлять окружающих Иван Сирко начал прямо с момента своего появления на свет, поскольку в отличие от нормы родился с зубами. Когда испуганные окружающие стали говорить, что этот дурной признак является печатью чёрта, отец младенца не растерялся и заявил во всеуслышание, о том, что этот бравый казачонок зубами будет грызть врагов.
С годами необычные способности мальца только множились и, уже став бравым казаком, Иван Сирко обладал мощной магической силой, которая применялась им для защиты интересов родного народа.
Казак-характерник
Характерниками в Запорожье называли казаков, владевших тайными знаниями и экстрасенсорными способностями. Среди талантов приписываемых таким людям числились умения заговаривать раны, ловить на лету полами кафтанов ядра, ставить на ноги мёртвых, находить клады, телепортация и гипноз.
Иван Сирко обладал всеми этими магическими дарованиями, к тому же, как поговаривали, он мог обращаться в волка. В связи с этим не мешало бы добавить, что в украинском языке слово «сiрко» является одними из эпитетов волка.
По легенде в обличье серого зверя казак-оборотень мог проникать в потусторонний мир, чтобы отбить из рук смерти умирающего соратника.
Кроме того Ивану Сирко приписывалось мастерское владение гипнозом, не раз применявшееся им в бою. В народных малороссийских устных преданиях, посвящённых этому героическому атаману, повествуется, как он одурманивал рассудок противников, заставляя их попросту не замечать отряды казаков. По легенде Сирко, зная, что вскоре предстоит встреча с превосходящим по численности врагом, приказывал своим бойцам по кругу втыкать в землю колья, после чего занять территорию внутри него. Запершись в изгороди, казаки наблюдали, как атаман, заставив неприятелей поверить, что это всего лишь роща, отправил их в иную сторону.
Но так везло не всем соперникам. Умевший повелевать стихиями запорожский атаман мог наслать на недругов ураган или зной, а произнеся магический заговор посеять в стане супостата смуту и заставить их убивать друг друга.
Другой особенностью Сирко была то, что в военных походах, а их у него было около 50, его не брал ни меч, ни пуля. Подставляя свои руки под удары сабли, он получал не увечья, а легкие синяки. Именно по этой причине атаман, по легенде подписавший прославленное письмо запорожцев к турецкому султану, завещал потомкам после смерти отнять его правую руку и в каждом сражении нести её как реликвию перед казачьим войском.
Исполняя предначертание Сирка, служивые всегда брали с собой мощи характерника и, выставляя их вперед, заявляли: «Душа и рука Сирка с нами!». И, надо отметить, она никогда не подводила казаков, продолжавших наводить страх на турок и поляков.
К слову в одном в одном из запорожских сказаний атаман Сирко именуется Сирентием Праворучником.
Спасение Москвы
Самой знаменитой военной операцией, в которой участвовала правая рука Сирко, была «битва» за Москву, случившаяся во время наполеоновского вторжения в Российскую империю 1812 года.
Эта мистическая история началась с того, что служивший у Михаила Кутузова казак Михайло Нелипа поведал фельдмаршалу о том, что у его деда хранится уникальная реликвия, помогающая одерживать победы на военном поприще. Узнав о магической правой руке непобедимого Сирко, полководец решил испытать ее силу в осажденной французами Москве.
Гонцам, посланным к деду Нелипы, не сразу удалось убедить старого запорожца отдать мощи прославленного атамана, родившегося за 300 лет до описываемого события. Пообещав лично позаботиться о сохранности святыни, Кутузов, все же, заполучил её и приказал трижды обнести руку Сирко вокруг Москвы.
А дальше, произошло то, о чём знает каждый школьник – оставленная русскими войсками столица заполыхала и была покинута наполеоновскими солдатами, которые больше не знали военных побед.
Так что по легенде правая рука Ивана Сирко, оказывала услугу не только запорожским казакам, но и великим военачальникам.
Последнее пристанище
Умерший в 1680 году кошевой атаман был похоронен на Чертомлыкской Сечи в селе Капуловка, располагавшемся на берегу Каховского водохранилища. На его могиле был поставлен крест с надписью, текст которой сочинил сам Иван Сирко: «Кто будет семь лет перед Пасхой выносить по три заполы земли на мою могилу, то будет иметь такую силу, как я, и будет знать столько, сколько и я».
В 1709 году местным жителям удалось уберечь захоронение от разорения, но в 1967 году оно не устояло перед природными силами – волны водохранилища подмыли холм и разрушили могилу. В результате было принято решение перезахоронить останки Сирко в том же селе только на другом холме. Во время проведения операции, был изъят череп бравого запорожского атамана, который для исследования и воссоздания скульптурного портрета отправили в лабораторию антрополога Михаила Герасимова. Полученное объёмное изображение послужило слепком при создании лица скульптуры, установленной на реконструированном погребении кошевого атамана на кургане Баба-могила.
Но вернуть череп в гроб удалось лишь в 2000 году, а до этого он целых 10 лет пролежал сейфе одного украинского чиновника, который таким образом, вероятно, хотел привлечь на свою сторону удачу.
Читайте наши статьи на Дзен