Сердюки: почему этих казаков ненавидели все народы России
В XVII-XVIII веках слово «сердюк» обозначало «не местный» и «военный наёмник». Жестокие и беспощадные, сердюки оставили в памяти народа неизгладимый шрам.
Кто такие сердюки?
Впервые термин «сердюк» упоминается в 1665 году. Происхождение его неясно, и чаще всего исследователи делали оговорку, что название закрепилось за ними с легкой руки архиепископа Григория Конисского, написавшего в «Истории руссов» о сердитом и строгом нраве казаков-наёмников.
По мнению историка Николая Костомарова, слово родом из Османской империи. В ней был род войск, носивших название «серденгестные», т.е. беспощадные. Отчасти согласен с османским следом и историк Алексей Сокирко, выводящий семантику слова к султанским наемникам «воюющих с сердцем и охотой». В турецком языке присутствует слово «sürtük», которое переводят как «проводник», «соглядатай», «злой».
Историк Николай Крикун полагает, что название «серденята» скорее происходит от «Средневого полка», находившегося на службе у гетмана Петра Дорошенко на Правобережной Украине. Сердюцкие пехотинцы оплачивались из казны гетмана, являясь личной охраной и гвардией Петра Дорошенка. Большинство из них было родом с Восточного Подолья или южной Киевщины, т.е. из этнической среды украинцев. Набирались полки из казаков и лихих охотников, в том числе поляков, молдаван, сербов.
В период 1660-1679 гг. значительную часть сердюцких полков составляли украинцы и белорусы с Правобережной Украины православного вероисповедания. В документах их часто обобщали в одно название – «литва». Служили в полках и волохи, и поляки. Традиция наниматься в войска для волохов тянулась со времен Хмельницкого – они служили по большей части в «компанейской» коннице. В начале XVIII в. части сердюков пополнялись белорусами, поляками, жителями Придунавья.
Не имея жилья, они бродяжничали, продавая свое оружие то казацким, а то польским войскам. Со временем они сформировались в некое подобие военной формации.
Сердюки – личная гвардия гетманов
Под покровительством гетмана Петра Дорошенка состояло пять пехотных полков, в то время как Речь Посполитая привлекла на свою сторону лишь 500 казаков-сердюков. Каждый полк состоял из 400-500 человек. В задачи сердюков входило обеспечение безопасности гетманской резиденции, охрана военных складов и артиллерии.
Рост недовольства народа, выливавшийся в протестное движение, наиболее действенно подавлялся личной гетманской гвардией. Жестокость, с которой действовали сердюки, и высокое жалованье, которое они получали из казны, вызывало у народа крайнюю нелюбовь к ним.
Сохранилось письмо стародубского горожанина Суслова к киевскому воеводе, князю Барятинскому (1696 г.), в котором излагается жалоба казаков на гетманов, сотников и полковников. Он пишет о том, что при племяннике Мазепы – Обидовском, нет ни одного казака, только поляки. Старые казаки искореняются, отнимаются их вольности, а их самих обращают в подданство, отобрав земли. Раньше казаки уходили на службу из каждого села по 150 человек и более, а ныне лишь 5-6 набирается. Гетман Дорошенко жалует лишь полки сердюцкие, охотницкие и компанейские. Только в полках тех нет ни одного природного казака, сплошь поляки…
В книге М. Соколовского, «История 17-го Гусарского Черниговского полка», изданной в конце XIX в., упоминается, что к концу XVII века уже насчитывалось семь сердюцких полков, ставших на сторону противников Петра Великого.
В многотомном труде М.И. Маркова, «История конницы», упоминается, что при Мазепе количество сердюков на службе у гетмана сократилось до трех полков. Они занимались охраной гетмана и назывались «мазепиными гвардейцами». Полки квартировались в Батурине (Черниговская область). Жалованье они получали, наряду с компанейцами, в Малороссийской коллегии.
По указу императора Петра II, в июле 1726 г. сердюцкие полки в связи с ограничением гетманской власти и искоренением кумовства и воровства в Малороссии были распущены.
Отношение народа к сердюкам
Население украинского Левобережья крайне негативно относилось к сердюкам. В народной памяти наёмники-сердюки ассоциировались с пришлыми, чужаками и, соответственно, негодяями. Для левобережных казаков, свято блюдущих казачьи вольности, сердюки были отребьем, низводившим военное дело до статуса ремесла, продаваемого за деньги. Для простого люда дорошенковцы выступали защитниками интересов власть имущих, ненавидимых народом.
В «Истории Малой России» Д.Н. Бантыша-Каменского приводятся слова, что «чернью они играли, как мячом», за что народ их люто ненавидел, а чиновники содрогались, если за ними присылали наёмников-казаков. Ненавидели их и войска. А когда случилось падение полков, впавших в немилость, то люди чурались их. Бывшие сердюки могли рассчитывать лишь на самые негодные места для заработка, которых избегали другие.
Читайте наши статьи на Дзен