«Полевой лечебник» Белопольского: как Суворов «вытаскивал с того света» раненых солдат
Александр Васильевич Суворов не проиграл ни одного сражения. Но секрет его побед был не только в тактике и стратегии. Солдаты искренне любили своего командира, потому что он был внимателен и честен с ними, относился к каждому как к равному. И лечил. Суворову помогала в этом книга «Правила для медицинских чинов» (иначе именуемая «Полевым лечебником») военного врача Ефима Тимофеевича Белопольского.
От каких болезней страдали солдаты
Настоящим бичом армий издавна были инфекционные болезни, иной раз уносившие больше жизней, чем самые яростные сражения. Так, известно, что во время русско-турецкой войны 1828 года потери нашей армии от болезней составили 22 тысячи человек, то есть, пятую часть от всех погибших. В ходе этой кампании были моменты, когда половина всех бойцов находилась в госпиталях из-за инфекционных заболеваний. Во время войны 1812 года значительную часть французской армии выкосил тиф, унесший не менее 300 тысяч жизней.
Если в относительно просвещенном XIX веке ситуация была такой, то в предшествующем столетии картина была еще более мрачной. Солдаты погибали тысячами от дизентерии, тифа, холеры и других кишечных инфекций, а в северных широтах еще и от скорбута (так тогда называли цингу).
Первым полководцем, давшим бой инфекциям, стал Александр Васильевич Суворов. На протяжении всей своей полководческой карьеры он неизменно придерживался принципа не разбрасываться солдатскими жизнями без надобности. В «Науке побеждать» есть такие строки: «Кто не бережет людей: офицеру арест, унтер-офицеру и ефрейтору палочки».
Суворов впал в немилость у императора Павла, сменившего на престоле Екатерину Великую, высоко ценившую Александра Васильевича. Опальный полководец был отправлен в расположение наших войск в Финляндии. Здесь никаких боевых действий не было, но солдаты погибали от болезней сотнями. Иногда в госпиталях умирало по 50 человек в неделю. Причиной были кишечные инфекции и цинга. Ситуация резко изменилась к лучшему уже через месяц после появления Суворова!
Великий полководец всячески подчеркивал, что помог ему в этом «Лечебник» Белопольского.
Штаб-лекарь Белопольский
Ефим Тимофеевич Белопольский, выдающийся русский врач, стал одним из основоположников военно-санитарной медицины в нашей стране. Он родился на Украине, в казачьей семье. Свое образование он начал в Черниговской семинарии. В 1773 году, когда ему исполнился 21 год, он приехал в Санкт-Петербург, чтобы учиться медицине. Молодого человека зачислили в госпитальную школу при одном из военных госпиталей столицы в качестве лекарского ученика. Уже в 1775 году он был произведен в подлекари (сейчас сказали бы – в интерны), а в 1777 году – в лекари Ряжского пехотного полка. Звание штаб-лекаря Белопольский получил в 1788 году. В русской армии это звание присваивалось лишь тем, кто показывал себя искусным врачом после продолжительной и беспорочной службы. В войсках Суворова Белопольский служил с 1795 года, и сумел завоевать большое уважение полководца, считавшего его лучшим военным врачом. Свой знаменитый «Лечебник» Белопольский написал по распоряжению Александра Васильевича, который позаботился о том, чтобы этой книгой были снабжены офицеры всех подчиненных ему войск. Свою карьеру Белопольский завершил в должности инспектора Казанской врачебной управы. Это примерно то же самое, что в наши дни – начальник управления здравоохранения региона. В 1799 году Ефим Тимофеевич уволился по состоянию здоровья и отбыл на родину, в Киевскую губернию. Год его смерти неизвестен.
«Правила для медицинских чинов»
Эта книга Белопольского стала одним из первых в России пособий по военно-полевой медицине. В ней автор систематизировал медицинские знания предшественников, а также ввел ряд новшеств.
Прежде всего, Белопольский в качестве медикаментозных средств предлагал использовать лекарственные травы. У каждого солдата в ранце должен был храниться порошок из высушенного тысячелистника, известного своими кровоостанавливающими и бактерицидными свойствами. Спиртовые настойки тысячелистника предписывалось иметь офицерам (солдатам, ясное дело, настоек на спирту не выдавали). Лихорадку Белопольский предлагал лечить корой ракиты, что тоже вполне соответствует современным медицинским воззрениям. Полковые лазареты запасались снадобьями из подорожника, ромашки, конского щавеля и других лекарственных трав. Суворов писал в «Науке побеждать», что русские лекарства это «корешки, травушки, муравушки».
Следующим важнейшим нововведением Белопольского было требование заботиться о профилактике болезней в армии. В частности, с цингой предполагалось бороться, вводя в рацион квашеную капусту и хрен. Кроме того, Белопольский прекрасно понимал, что голодные люди более подвержены болезням, и настаивал на качественном питании.
Белопольский впервые ввел сортировку своих пациентов на группы — больные, слабые, хворые, льготные, и по мере выздоровления переводя из одной группы в другую. Больных одной группы держали в палатах отдельно от других.
Бесценным нововведением Белопольского явилось требование соблюдения норм гигиены. «Правила» предписывали следить за чистотой в солдатских казармах и в землянках, шалашах, если речь шла о полевых условиях, заботиться о чистоте на кухнях. Солдатская баня раз в неделю была обязательна. Кроме того, Белопольский ввел норму, которая сегодня кажется нам очевидной, но тогда была в новинку – мыть руки перед едой. Обязательные умывания утром, частое мытье рук, обустройство отхожих мест – обо всем этом, согласно «Правилам для медицинских чинов» должны были заботиться полковые лекари.
Во многом благодаря выполнению рекомендаций штаб-лекаря Белопольского русская армия при Суворове была такой боеспособной.
Уроки Белопольского не прошли даром и для фельдмаршала Кутузова, одного из лучших последователей великого Суворова. Кутузов предписывал «…корпусным начальникам строжайше подтвердить, чтоб нижние чины ни под каким видом не были допущаемы пить грязную воду, которая, как и из опытов дознано, служит последствием к болезням…».
В «Науке побеждать» Суворова есть такие слова: «Помните, Господа! Полевой лечебник штаб-лекаря Белопольского». И далее: «Мы умеем себя беречь; где умирает от ста один человек, у нас и от пятисот в месяц меньше умирает».
Читайте наши статьи на Дзен