«Гостевой поцелуй»: почему мужья на Руси заставляли своих жен целоваться с чужими людьми
Многие века поцелуй на Руси считается сакральным действом. Целоваться было принято и на свадьбе, и на похоронах, на большие праздники и просто так, в будние дни. Особым смыслом обладал «гостевой поцелуй».
Гость доволен – хозяин рад
Одно из самых подробных описаний поцелуйного обряда дал в XVII веке российский дипломат Григорий Котошкин. Перед обедом глава семейства вызывает к гостям жену. Она выходит, кланяется присутствующим «в землю», они делают то же самое в ответ. Затем муж с поклоном просит гостей целовать жену. Те настаивают – сначала сам целуй. После поцелуя супругов, гости по очереди подходят к женщине, целуют ее и кланяются «малым обычаем». В завершении жена угощает каждого гостя «чаркой вина двойного или тройного».
Интересная деталь описания гостевого поцелуя встречается в сочинениях Павла Алеппского. Османский путешественник писал, что «поцелуй в уста» часто совершался через платок или полотенце. После целования жена выпивала с мужем чарку вина и уходила на женскую половину дома, где ее дожидались жены приехавших на пир мужчин.
Будь здоров!
Как поясняет в статье «Древнерусский поцелуй» Л.Черная, само происхождение слова «поцелуй» говорит о связи его семантики с понятием целостности. Древний корень «цел-» присутствует в словах «целый», «целомудрие», «целоумие». На Руси «целый» значило «здоровый», поэтому поцелуй становился пожеланием человеку здоровья. И это одна из причин необычного с современной точки зрения обряда, когда муж предлагал собственной жене перецеловаться со всеми гостями. Так пришедшим в дом желали здоровья и добра.
Защита от нечисти
В языческие времена поцелуем «запечатывали» целостность человеческого тела. В одном из древних апокрифов Дьявол, желая навредить человеку, делает в его теле множество отверстий, в том числе и рот. Через него в человеческое тело могла проникать нечистая сила и болезни. С магическими функциями рта был неразрывно связан голос. Его потеря, хрипота воспринимались как дурной знак, предвещающий несчастья или скорую смерть.
Целованием опасное отверстие закрывалось, преграждая путь злым духам. Таким образом поцелуй становился своеобразной «печатью», разрушить которую нечисти было не по силам. Неудивительно, что хозяйка целовала приходящих гостей и «запечатывала» опасный рот чужака, ведь каждый входящий в дом мог принести как радость и благополучие, так и беду с болезнями.
Интересно, что магию поцелуя использовали в заговорах. По наблюдениям этнографов, во многих российских губерниях бытовал обычай целовать заболевших коров в лоб. Считалось, что это поможет животному выздороветь. Целование скота также использовалось при угрозе массового падежа.
Принести жертву
Подобно тому, как в языческие времена наши предки искали снисхождения богов жертвоприношением, так же они позднее старались «задобрить» каждого гостя поцелуем и угощением. От предложенных кушаний отказываться было нельзя: полагалось выпить и съесть всё, что поставят на стол. Обязательной частью «задабривания» становился ночлег на лучшем месте. Как отмечает Л. Черная, если кто-то из гостей отказывался целоваться с хозяйкой, его с позором выгоняли со двора.
Одного поклона недостаточно
После принятия христианства языческая символика поцелуя слегка трансформировалась. Так, «святое целование» на Пасху олицетворяло всеобщую любовь и радость по поводу Христова Воскресения. В религиозных обрядах целование икон символизировало верность и преданность. По отношению к родственникам, знакомым, друзьям и особенно гостям поцелуй стал выражением доброжелательности и любви.
Почему при встрече гостей не было достаточно только поклона? Ответ на этот вопрос дан еще в берестяных грамотах. Там встречается два вида обращения – «поклоняние» и «целовь». И если поклон использовался как общепринятое вежливое обращение, то целование считалось способом выразить не просто уважение, а и искреннюю преданность с любовью.
Читайте наши статьи на Дзен