Недобрый в тайге с бородой и ружьем
«Пропавшая экспедиция», 1975, «Золотая речка», 1976, Вениамин Дорман
Блестящий «истерн» о поисках золота в тайге с золотым актерским составом. Один из главных интерьеров фильма – трактир старообрядца Ефима Субботы, который тайно контролирует округу. Еще два ключевых старовера — опасный Силантий и подлый Харитон. Парень Митька, которого играет впоследствии ставший главой ОПГ и убитый Сергей Шевкуненко, хочет стать красным партизаном. «Не могу я без ружья, маманя, я теперь – боец третьей партизанской бригады командира Федякина».
«Аэроград», Александр Довженко
Титры, которые поясняют события в целом звукового фильма: «Староверы-диверсанты из Манчжоу-Го. Через амурскую границу несут чужие люди динамит – шестеро русских, двое нерусских. Внимание! Сейчас мы их убьем». И вот речь старовера: «В Хабаровске читал я «Правду» на заборе. Поплыл и забор перед глазами, и толпа. Тогда купил ее за пять советских за копеек – и «Правда» выпала из моих рук, она была о нас. Ее кричало радио, хрипело мне в голову, в затылок, в грудь: «Где староверы?! Куда бежали кулаки?!»
«Тени исчезают в полдень», 1971, Валерий Усков, Владимир Краснопольский
Главные герои, не считая строителей коммунизма, эпического фильма о сибирской жизни при советской власти – наследники староверов — купцов, хотя уже и модернизированные, по староверской привычке решили переждать времена коммунистов. И вот, на примере их жизни показывается укрепление советской страны, несмотря на их староверские козни. Хотя, если бы Иванов чуть продлил сагу, а дети староверов не стали б сами комсомольцами, то переждали бы. Как, собственно, многие староверы в Сибири и сделали.
«Раскол», 2011, Николай Досталь
Фильм, собственно, о расколе, который привел к появлению староверов: Никон, Аввакум, Алексей Федорович, боярыня Морозова представлены совсем не карикатурно, сценаристы отчитывались, что два года изучали источники по теме. Достоверные костюмы, достоверная музыка самой известной фолк-группы, специализирующейся на древнерусской музыке, «Сирин». Достоверные пейзажи русского Севера. Консультантами выступали многие, в том числе старообрядцы, которые фильм хвалили и противопоставляли.
«Поликушка», 1919 г, Александр Санин
Фильм, строго говоря, не о старообрядцах, а снят по рассказу Толстого про одно свойство русской души – разгильдяйство и способность прогулять все вдруг – на примере крестьянина, который часто так поступает и в итоге от стыда вешается. Это на старообрядцев не похоже, зато он снят киноателье «Русь» (ныне студия имени Горького), основанным костромским купцом-старовером Михаилом Трофимовым совместно с инженером Моисеем Алейниковым. Этот немой фильм, можно сказать, прогремел в интернациональном масштабе. Его и сейчас по-настоящему интересно смотреть. Там прекрасные костюмы, мизансцены, характеры. Дебют в кино Ивана Москвина и Варвары Массалитиновой.
«Конец императора тайги», 1978, Владимир Саруханов
О том, как Аркадий «Гайдар» Голиков (Андрей Ростоцкий) боролся с бандитами, которых и в до- и в пост-революционные времена в Сибири было хоть отбавляй. Тамошний наш коллега, у которого на родине в Хакасии снимался фильм, сообщил, что фильм в целом достоверный. Хакасов эти дрязги не интересовали, потому что они не сильно любили казаков – колонизаторов, а староверы приехали туда, чтобы их никто не трогал. Поэтому-то одна из главных линий – неудачные попытки Гайдара наладить взаимодействие с местным населением – абсолютно верна.
«Сибирь»,1976, Виктор Рыжков
В многосерийном кино по роману сибирского писателя Георгия Маркова старообрядцы, хоть и все равно ходят с бородой в рубахах и жилетках, а живут в помещениях с нетесаными бревнами, но такая была жизнь, зато они помогают главному герою — революционеру, бежавшему с царской каторги, чтобы сохранить для потомства важные научные труды о Сибири. Они показаны уже и не столь дремучими, например, уважают труд и советы доктора, и независимыми, готовыми не подчиняться воле местных властей.
«Сибирь, монамур», 2011, Слава Росс
Сибиряку Славе, конечно, наверное, виднее, и вообще фильм был хорошо встречен за рубежом, но впихнуть столько штампов для «раша-ловеров» в картину о старике-старовере и его внуке… В целом история хорошая и трогательная, этот формат называется у них «олдмэн энд бой». Но чтобы смотреть, как говорится, надо быть очень раша-ловером.
Читайте наши статьи на Дзен