Начальник Антарктики
Валерий Лукин, начальник Российской антарктической экспедиции, недавно награжден Президентом орденом «За
заслуги перед отечеством IV степени», его коллеги также получили государственные награды за то, что, в частности, русским полярникам удалось добраться до подледного озера Восточного. Валерий Владимирович рассказал о стратегических целях научных экспедиций.
Главные цели любой экспедиции
По большому счету, любая антарктическая экспедиция обеспечивает три главные цели для государства: развитие и укрепление вопросов национальной безопасности, усиление экономического потенциала государства и укрепление его международного престижа. Это три основных направления. Дальше у каждой страны могут быть свои собственные тактические задачи.
Политика России в Антарктике
Главная политическая цель России — укрепление и всестороннее развитие договора об Антарктике и его системы, которая образуется уже с помощью других международных органов и законодательных актов международного права. Мы выступаем за то, чтобы ни в коем случае не расшатывать эту систему, а развивать и укреплять ее.
Определение места Антарктики в глобальных климатических изменениях, потому что явление глобального потепления для России, более 65% территории которой находятся в зоне вечной мерзлоты, может означать катастрофические последствия. Это может привести к разрушению фундаментов зданий, линий опоры электропередач, газо- и нефтепроводов, шоссейных и ж/д дорог, взлетно-посадочных полос аэропортов и так далее. В Антарктике, где отсутствует любое антропогенное воздействие (там нет ни промышленности, ни сельского хозяйства, ни транспорта, ни крупных урбанизированных поселений), мы можем регистрировать в чистом виде те процессы, которые влияют на изменение климата.
Обеспечение наземной космической деятельности нашего государства. В силу определенных обстоятельств (из-за того, что Земля круглая, и все радиосредства, которые имеются у нас, не видят космические объекты, находящиеся за пределом 33-35 градусов ю.ш.) Антарктида – это тот уникальный объект, где мы можем организовать наземное слежение и управление за космическими объектами.
Усиление международного престижа – это проведение научных проектов на самом высоком международном уровне, и одним из таких является исследование озера Восток.
Статья седьмая протокола по охране окружающей среды договора об Антарктике запретила любую деятельность, кроме научной, в отношении минеральных ресурсов в Антарктике. Поэтому мы не можем там заниматься геологоразведкой, но мы можем там заниматься научной оценкой перспектив углеводородных и минеральных ресурсов этого региона для того, чтобы правильно строить свою внешнюю и экономическую политику на внешних рынках.
Право голоса по Антарктике
При разработке Мадридского Договора по Антарктике был реализован очень мудрый принцип консультативной и не консультативной стороны договора. То есть государство, которое просто присоединилось к договору, обладает правом не консультативной стороны, не имеет права принимать участие в принятии каких-либо решений, а принимать их могут только консультативные стороны – только те государства, которые имеют активно действующие антарктические программы и занимаются реальной деятельностью в Антарктике. Это очень верно, потому что неважно, что кто-то взял и присоединился к договору об Антарктике, а там никогда не бывал, но будет иметь точно такой же голос, как и все остальные, которые вкладывают деньги и отправляют экспедиции.
Гибкость договора по Антарктике
Отличает этот договор от всех других международных договоров то, что все решения об Антарктике принимаются консенсусом. Консенсус означает не единогласное одобрение, а отсутствие аргументированных возражений. Ты можешь в глубине души быть против, но если ты не выступил и не объяснил, почему ты против, то значит, ты согласен с принимаемым решением. Там нет голосования, нет системы с большинством голосов. Таким образом, даже если одна консультативная сторона будет возражать, она не позволит принять то или иное решение.
Читайте наши статьи на Дзен