Гостеприимство по-северному: почему эскимосы бьют своих гостей
Эскимосы – коренной народ севера, проживающий в Канаде, на Аляске, на острове Гренландия, а также на востоке Чукотки. Языческие традиции своих предков они соблюдают до сих пор — например, встречать дорогого гостя у них принято… кулаками. Только получив подзатыльник от хозяина и ответив ему той же монетой, чужак может спокойно войти в жилище.
Чужакам — удар по голове, своим — обнюхивание
Особенности того, как эскимосы еще совсем недавно принимали гостей, описаны в дневниках полярного исследователя Амундсена. Много интересных сведений об эскимосской этнографии можно почерпнуть и в работе С. Арутюнова и Д. Сергеева «Древние культуры азиатских эскимосов».
Встреча с незнакомцем, который допущен к семейному столу и к ночевке в иглу (традиционное жилище эскимосов из снега) выглядит так: все мужчины семьи собираются у входа и по очереди дают гостю знатный подзатыльник. Он, впрочем, должен отвечать им тем же. Такой взаимный обмен тумаками продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не упадет.
Эскимосы – миролюбивый и гостеприимный народ. Колотя таким образом пришельца, они вовсе не намерены дать понять, что тут ему не рады. Напротив! Так они защищают гостя, а заодно, и самих себя.
Дело в том, что эскимосы по сей день, по словам историка и антрополога Дмитрия Опарина, сохранили верования предков – анимизм, то есть, представление о том, что мир полон духов, как добрых, так и злых. А вдруг как этот незнакомый человек принес с собой злого духа, который проникнет вместе с ним в жилище и наделает там бед? Отвешивая гостю подзатыльник, эскимос прогоняет от него злого духа, и ждет такой же любезности по отношению к себе.
У чукчей, которые обитают по соседству с эскимосами, бытовал сходный обычай встречать гостей. Завидев чужаков, они, по описаниям участников экспедиции Биллингса-Сарычева (1785-1795гг.) начинали бросать в их сторону камни. Это не знак агрессии, а действие, вызванное все той же необходимостью отогнать злых духов.
Зато своих друзей и родных, эскимосы встречают гораздо дружелюбнее. Этот ритуал получил название «эскимосский поцелуй», и заключается он в том, что люди соприкасаются кончиками носов и нежно обнюхивают друг друга. Истоки этого обычая специалисты видят не в вере в духов, а в гораздо более простых вещах. Традиционная одежда жителей заполярья не оставляет открытым ни одного участка тела, кроме носа и глаз. Поэтому целоваться или пожимать руки при встрече никак не получается.
Гостеприимство эскимосов
В иглу, несмотря на то, что сделаны они из снега, вполне тепло, поскольку и пол, и стены обильно покрыты шкурами, а само жилище отапливается лампами, в которых горит тюлений жир. Запах, конечно, так себе, но зато температура позволяет сбросить с себя тяжелые меховые одеяния. Находясь в доме, эскимосы раздеваются практически до трусов, точнее – до набедренной одежды, которая называется «наатсит», и очень похожа на новомодные стринги. Только сделаны эти «стринги» из меха. В наши дни такие наатсит можно увидеть по большей части в этнографических коллекциях, поскольку эскимосы уже оценили в полной мере изделия из хлопка.
Гостя, разумеется, угостят. Традиционная трапеза эскимосов и по сей день для человека со стороны может показаться не особенно аппетитной, но в условиях крайнего севера выбирать не приходится. Эскимосы едят рыбу и мясо сырыми или замороженными, подвяленными и даже слегка «ферментированными». Неизменными блюдами являются сырая печень тюленей и тюленья кровь.
После трапезы гостя уложат спать, да, весьма вероятно, не в одиночестве. Щедрый хозяин предложит ему свою супругу. Та возражать не станет, и гость, чтобы отплатить хозяевам за добрый прием, не посмеет отказаться. Обычай обмена женами называется «ареодярекпут». Он распространен не только среди эскимосов, но и среди чукчей. Объясняется он отнюдь не распутством, а стремлением продлить род. Эскимосов осталось очень мало (около 170 тыс. человек), живут они небольшими группами, в которых люди зачастую приходятся родней друг другу. Поэтому время от времени «обновлять кровь» жизненно необходимо. Эскимосские мужчины обмениваются женами с друзьями, предлагают своих женщин гостям, а иногда могут отправить супругу пожить в соседнее стойбище в надежде, что она «принесет в подоле». Понятия «незаконный ребенок» здесь не существует, все детки свои, и каждый – надежда на продолжение рода.
Впрочем, С. А. Арутюнов пишет о том, что в наши дни обычай обмена женами практически изжит.