Почему в православии нет женщин-священников
В древних христианских источниках нет прямого запрета женщинам выполнять задачи священника. Но в общепринятом каноне дама не имеет на это права. Почему?
Священник представляет Христа
«Священник на литургии – это литургическая икона Христа, и алтарь – это комната Тайной вечери, — пишет диакон Андрей Кураев* в работе “Церковь в мире людей”. — На этой вечере именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя…Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа…Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский».
В церковном Предании
«Ни в Писании, ни в святоотеческой литературе нет ни одного факта, подтверждающего возможность женского священства», — констатирует профессор Московской духовной академии доктор богословия А.И. Осипов. Правда, в Византии вплоть до XI века женщины имели право быть диакониссами, хотя при этом они не исполняли богослужебных обязанностей.
Пожалуй, первой в истории христианской церкви женщиной-священником стала Флоренс Ли Тим Ой (1907–1992 гг.), служившая в чине диакониссы в общине китайских беженцев в Макао, принадлежавшей к церкви Англиканского содружества. Она была рукоположена в священнический сан англиканским епископом Гонконга, так как в результате японской оккупации община осталась без священника, а других кандидатур не имелось. Данный прецедент послужил толчком к тому, что в англиканской церкви стали появляться и другие женщины-священники. В то же время в Русской Православной церкви пока не было ни одного случая принятия женщинами священнического сана.
Женщина сотворена для помощи пастырям
Согласно Библии, женщину Бог сотворил из ребра первого человека – Адама. Этим подчеркивается, что она играет роль помощницы мужчины и сама часто нуждается в поддержке и наставлении. В связи с чем она не может полноценно исполнять обязанности по богослужению. Кроме того, на женщину возложена функция матери и она должна много времени посвящать детям.
Женщина более уязвима
Женщин не зря называют представительницами слабого пола. Они более хрупки с физической точки зрения и не могут вынести такой груз ответственности, какой взваливают на себя мужчины. В течение многих столетий женщина находилась под покровительством мужчины.
«Кроме того, не стоит забывать и об особой впечатлительности женщин, — напоминает Андрей Кураев* в работе “Женщина в церкви”. — Их отзывчивость могла бы сослужить дурную службу, если бы появилось женское священство. Вспомните – как проходит исповедь в приходском храме. Кающийся стоит рядом со священником – и оба они открыты взорам остальных людей.
А на исповеди люди, понятно, рассказывают о разном. И грехи бывают действительно грязные и подлые. Нетрудно догадаться, как все это будет отражаться на милом лице отзывчивой и сердечной священницы. Да по ее лицу весь храм будет читать, про что идет речь…»
Физиологические особенности
Например, во время критических дней женщинам нельзя причащаться. «Вообще же в традиции Церкви принято, что в храме, где совершается Бескровная Жертва, всякое пролитие крови недопустимо, — говорит протоиерей Андрей Ефанов. — Любая кровоточащая рана, если она не представляет угрозу жизни и не является результатом продолжительной болезни, также служит препятствием для причащения. Так что дело не в женщине, а в благоговении перед Бескровной Жертвой Спасителя, недопустимости пролития крови в храме».
Как утверждает митрополит Антоний Сурожский, вопрос о роли женщин в христианстве еще недостаточно проработан. Это относится и к проблеме женского священства.
*-признан иноагентом на территории РФ
Читайте наши статьи на Дзен