Талисман красноармейца: какие предметы носили с собой на удачу солдаты Великой Отечественной войны
Люди, прошедшие Великую Отечественную войну, вспоминали впоследствии, что даже самые заядлые атеисты на фронте все равно имели целый набор примет и суеверий. Кроме того, у многих бойцов были талисманы, оберегающие от гибели в бою. Это мог быть любой предмет — от нательного крестика до тряпочки.
Религиозная символика
Разумеется, в СССР была объявлена беспощадная война религии, но что до этого было матерям и женам бойцов? Они давали своим мужчинам, уходящим на фронт, иконы и крестики, зашивали в гимнастерки ленточки с текстом 90-го псалма, который начинается словами «Живый в помощи Вышняго…». В народе такой поясок или ленточку называют «Живые помощи». И отношение к такому дару, полученному из рук дорогих людей, было соответствующим. Даже неверующие бойцы берегли эти иконки и крестики, и верили, что в бою они послужат защитой. Конечно же, это не афишировалось, также, как и прочтение перед боем молитвы, выученной в детстве.
Самые известные военные талисманы
Среди самых надежных оберегов, бытовавших в годы Великой Отечественной войны, был ключ от дома или от квартиры. Боец носил его всюду с собой, свято убежденный, что после окончания войны он сможет вернуться к родным дверям и отпереть их этим ключом. Об этом вспоминают многие фронтовики, а сам образ ключа от родного дома, хранимого солдатом, вошел в литературу и кинематограф.
Не менее надежным талисманом считались монеты, взятые в долг. Солдат должен был благополучно вернуться домой, чтобы этот долг вернуть. Поисковики, работающие на местах былых сражений, нередко находят рядом с телами солдат и ключи, и монетки с пробитыми в них дырочками, чтобы можно было носить на шнурке или просто пришить к подкладке.
К числу талисманов, известных еще со времен Первой мировой войны, следует отнести и патрон из первой выданной на войне обоймы. Его берегли, чтобы расстрелять, вернувшись домой. Об этом вспоминают многие участники войны, в том числе и историк Лев Пушкарев.
Бережно хранимыми и носимыми у сердца – в нагрудном кармане гимнастерки – были фотографии любимых женщин и письма из дома. Считалось, что любовь близких сможет защитить от пули.
Кроме того, среди солдат было распространено поверье, что очень надежным талисманом является текст стихотворения Симонова «Жди меня, и я вернусь…». Стихотворение следовало обязательно самолично переписать от руки и носить у сердца. Об этом также вспоминал в своих интервью и беседах с молодежью Лев Пушкарев.
К числу самых старинных солдатских талисманов относятся пули и осколки, извлеченные хирургом после ранения. Врач в госпитале обязательно отдавал раненому этот кусочек металла. Впоследствии в нем делали отверстие и носили на шнурке или цепочке. Смысл этого оберега таков: моя пуля меня уже нашла, теперь мне бояться нечего.
Были индивидуальные талисманы, имевшие значение лишь для того, кто их придумал. Например, штурман 392-го полка ночных бомбардировщиков Борис Макаров на все боевые вылеты непременно брал с собой скрипку. Он считал, что этот инструмент, на котором он хорошо умел играть, обязательно защитит его от беды. Легендарный летчик-истребитель Леонид Гальченко своим оберегом считал статуэтку черной кошки, которую всегда носил при себе. Изображение черной кошки красовалось и на корпусе его самолета.
Для других такими «личными талисманами» могли стать портсигары, зажигалки, платки или шарфики любимых, и так далее.
Приметы и поверья бойцов Красной Армии
Помимо талисманов в среде бойцов существовало и множество примет, которые старались неукоснительно соблюдать.
Например, каждый летчик знал, что ни в коем случае нельзя бриться перед боевым вылетом. Делать это следует исключительно вечером, накануне боя. Сохранились истории о том, как летчики по незнанию или несчастному стечению обстоятельств вылетели на боевое задание свежевыбритыми, и окончилось это для них трагически. Интересно, что это поверье сохранилось вплоть до 80-х годов XX столетия. Наши летчики в Афганистане так же избегали бритья перед вылетом.
Танкисты и летчики всегда отказывались фотографироваться перед боем, это считалось очень плохой приметой. Это правило было хорошо знакомо военкорам, поэтому они никогда и не приближались к бойцам со своими фотоаппаратами до тех пор, пока бой не утихнет.
Большую роль играла одежда бойцов. Например, у многих был комплект «счастливого обмундирования», в котором нужно идти в бой. Иногда такой «счастливой» одеждой становилась гимнастерка, в которой солдат уходил из дома, и в которую заботливые руки матери или жены зашили «Живые помощи», иногда другие вещи. Например, Герой Советского союза летчик Николай Прибылов все свои боевые вылеты совершил в счастливом для него комбинезоне.
Немало примет и суеверий связано с бельем. В царской армии солдаты перед боем переодевались в свежее исподнее, чтобы в случае беды предстать перед Богом в чистоте. Красноармейцы же, зачастую, напротив, избегали менять белье перед боем, считая, что так они могут «накликать» смерть.
Чтобы «отвести» от себя смерть в бою, о ней ни в коем случае не следовало разговаривать перед сражением. Кроме того, солдаты избегали занимать койку убитого товарища (если была такая возможность, разумеется) или брать какие-то его личные вещи.
Кстати говоря, это правило сохраняется и ныне среди поисковиков и «черных копателей». Никто из них никогда не станет носить никаких вещей убитых солдат: ни портсигаров, ни пуговиц, ни иных безделушек.
Живет и поныне такая примета, выработанная на фронтах Великой Отечественной: не показывать на себе места ранений других бойцов, особенно, если ранение смертельное.
Читайте наши статьи на Дзен