Пойти в учение
Почти у всех русских поглупели руки. Выродились плотники, почти не найти краснодеревщика, про сапожников даже смешно вспоминать, если не считать таковыми тех, кто может наклеить набойку, даже швей – это подтвердят все, кто пытается делать одежду в России – почти нет.
В русском городе человек вырастает и учится в интеллектуальных руинах, потом, посмотрев по сторонам, видит: заняться здесь не чем, кроме торговли водкой и лесом, которую узурпировали пришлые, и строительства убогих коттеджей для дачников и дауншифтеров, которым занимаются пришлые.
Русский человек либо спивается, либо уходит в ближайший стольный град, чтобы получить массу бесполезных знаний, которые сделают его тупее, чем он был в пятилетнем возрасте. В лучшем случае он все-таки найдет себя в сфере обслуживания нефтяной трубы или на поприще грузоперевозок китайских товаров, или даже в креативном классе – будет облагораживать русские города велосипедными дорожками и клумбовыми сооружениями, впрочем, в худшем – то же самое плюс — имперские идеи расширения Руси на Запад с мазутным сараем за спиной.
Человек с глупыми руками не может ничего придумать, будь он трижды инженером. Он не понимает природы, не знает сути вещей. Что может изобрести программист, который добавляет одну строчку в созданный другими шаблон очередного бессмысленного портала? Люди лишены практичности, смекалки, творчества. А так называемые креативщики, по отзывам Фредерика Брэмуэлля, «все почти ничтожества». Исключений так мало, что отовсюду мы слышим жалобы на недостаток подобных людей. Смитон и Ньюкомен были хорошими механиками паровых машин, но в них мальчик должен был открывать паровой клапан при каждом ударе поршня, и одному из мальчиков удалось соединить клапан с поршнем так, чтобы он открывался автоматически.
Рабочая аристократия советских времен доживает свой век на своих шести сотках. На Онеге практически не осталось людей, которые могут срубить лодку – кижанку. Срубы – пятистенки выставляют в музеях под открытым небом, зато не знающие русских букв сотрудники ловко выпиливают на иностранном станке вялую вагонку и собирают пластиковые окна, от которых воздух в помещении спирает так, что кажется, будто его кто-то испортил.
В таких условиях нашим идеалом должно стать интегральное образование, которое сочетает в себе образование и применение знаний. Во-первых, ученик сразу поймет, нужно ли его знание людям. Заучивание должно ни во что не ставиться, а самостоятельные исследования поощряться всеми возможными способами. Чтобы видеть трехмерно, человек должен основательно изучить плотницкое, столярное дело, чтобы понять, что такое карта, он должен выйти в поле и сам составить карту своей малой родины.
Потеря времени – отличительная черта современного образования. Студентам начиняют голову абсолютно ненужным хламом, и даже в полезных предметах. Большинство родителей презирают ручной труд и посылают детей изучать урбанистику, дизайн или очередной способ наживы. 9/10 школьников не могут доказать ни одной теоремы через два года после школы, потому что их учили заучивать, а не доказывать.
Можно взять за основу знания Федора Конюхова: он умеет применять на практике математику, знает физику, химию, умеет говорить на нескольких языках, ориентироваться в пространстве, знает географию, астрономию, неплохо готовит, может сконструировать и сделать сам лодку, знает на уровне продвинутого пользователя и ремонтника радио, компьютер, хорошо рыбачит и охотится, может пробежать за ночь сто километров и 26 раз подтянуться в свои шестьдесят с лишним лет, знает повадки земных и морских животных, хорошо стреляет…
Сейчас весь мир возвращается к передаче знаний от учителя или мастера к ученику. Эта система, появившаяся еще в античных академиях, недавно вновь получила популярность как менторство. Она работает не только в передаче ремесла, но и в обучении высоким наукам, например химии, философии, или программированию.
Цель менторства – развить ученика полностью как профессионала или практического ученого, поэтому в нем применяется целый ряд важных техник, в которых нет вообще ничего нового. Любой отец так учит сына ремеслу (если владеет чем-то сам).
Ментор должен сопровождать ученика, постоянно быть рядом как при обучении, так и на практике. Сеять разумное, доброе вечное – учить вещам, которые могут быть сначала непонятны, но осознаются в процессе обучения. Подталкивать: когда учитель видит, что ученик готов сделать качественно новый шаг, он должен создать условия, подтолкнуть, заставить по-новому посмотреть на знания. И использовать все остальные человеческие приемы, которые когда-то сосед Михалыч применял к нам, сорокалетним, обучая ремонтировать мопеды.
Примыкает к менторству способ проектного обучения. Суть его видна в названии – ученик обучается в деле. Возьмем строительство дома как пример, но те же законы действуют и при строительстве сайта, и при изучении коптских черепов. Чтобы построить дом, нужно нарисовать чертеж, выбрать место, поставить фундамент, подобрать правильный лес – такой, у которого годовые кольца расположены как можно чаще. И это только малая часть. Здесь и биология, и физика, и геометрия, и география.
Системное мышление. Интегральное образование. И что не менее важно, такие методы обучения не требуют высших школ экономики, которые существуют и разрастаются, чтобы получать гранты и выпускать все новых и новых строителей велосипедных дорожек в русских городах.
Читайте наши статьи на Дзен