«Красная свадьба»: почему до 1930-х люди боялись носить обручальные кольца
В наше время считается, что если человек не носит обручальное кольцо, то он либо холост, либо скрывает семейное положение. Но так было не всегда. На заре становления советской власти обручальные кольца считались «буржуазным пережитком», поэтому немногие решались носить их открыто.
После революции
Несмотря на запрет венчания, коммунисты не могли обойтись без бракосочетания. Комсомольцы придумывали особенные «красные свадьбы»: «мещанские» застолья сменились посиделками, на которых не было родителей жениха и невесты. Молодожены расписывались в ЗАГСе, пели революционные песни.
В своей книге исследователь Наталья Лебина пишет, что обручальные кольца и другие свадебные атрибуты не считались признаками церемонии бракосочетания. До конца 1920-х годов кольца воспринимались в качестве пережитков прошлого. Комсомольцы следили за тем, чтобы люди не венчались. Кольца не носили молодые люди, мужчины и женщины старшего возраста.
Литературовед Елена Скрябина вспоминала о том, что она перестала носить кольцо из-за намеков своего начальника.
Причиной негативного отношения к кольцам была опасность конфискации. В период индустриализации для пополнения бюджета власти изымали у населения ювелирные изделия. Людей отправляли в «парилку», где они «добровольно» отдавали украшения. Но уже в 30-х годах большевики начали относиться к атрибутам официального брака как к норме.
О возврате свадебной церемонии
Власти долго не могли создать советский свадебный обряд, но все поменялось в период «хрущевской оттепели». На это повлияла реформа ЗАГСов. До 1956 года отделы ЗАГС находились в составе органов МВД, а позже для нужд общественности были построены целые дворцы. В новых отделах церемония бракосочетания больше напоминала венчание. Молодожены обменивались кольцами, а сотрудники ЗАГСа торжественно поздравляли жениха и невесту. Невеста надевала фату и белое платье.
Образцовой свадьбой того времени можно считать бракосочетание космонавтов А. Николаева и В. Терешковой. На церемонии присутствовали Никита Хрущев и Юрий Гагарин. Несмотря на это, официальная пропаганда все еще не поддерживала проведение церковных служб, в связи с чем в епархиях РПЦ проводилось всего несколько венчаний в год.