Прометеизм: как Юзеф Пилсудский планировал уничтожить Россию
История России, Польши, Сербии и других славянских стран — это, по сути, вялотекущая вражда то с восточными, то с западными соседями, а в особо критические моменты — и с теми, и с другими.
Пястовская идея
Пястовская идея — это концепция продвижения польского влияния в западном направлении. Свое название она получила от первой королевской династии Пястов, которые правили страной с X по XIV века. Основателем династии является князь Мешко I, которого по заслугам и исторической значимости можно сравнить со Святым Владимиром. Именно Мешко I организовал древнепольское государство, объединив лехитские племена и в 966 году приняв христианство латинского образца. Усиление Польши, ее выход на общеевропейскую арену в качестве равноправного участника не могло понравиться немецким княжествам, с которыми владения Мешко граничили на Западе. Поэтому начался период активного противостояния поляков и немцев.
Помимо отражения военной угрозы с Запада, представители династии Пястов всячески укрепляли отношения с восточными союзниками. Польский король Казимир I Восстановитель (получивший такое прозвище за возвращение земель, утраченных за время правления предшественников) был женат на сестре Ярослава Мудрого Марии (Добронеге). В 1047 году именно при поддержке русских войск Казимир смог вернуть под свою власть Мазовию. А в 1076 году уже Владимир Мономах пошел вместе с королем Болеславом II в поход против чехов.
Однако особенно тесные связи в этот период складывались с Венгрией, а именно с правящей династией Арпадов. Венценосные особы вступали в браки друг с другом, вместе отражали нападения с Запада и предоставляли друг другу убежища в неспокойные времена.
В XX веке, когда Польша обрела независимость, по поводу будущего страны развернулись настоящие идеологические баталии. Пястовскую линию отстаивал Роман Станислав Дмовский. В глуби веков он увидел пример того, какой должна была быть Польша в новом столетии. Учрежденная им в 1897 году Национально-демократическая партия Польши выступала за создание национального польского государства (пусть даже в качестве автономии в составе Российской империи). Во время Первой мировой войны члены партии поддерживали Россию в борьбе против Германии, а также с осуждением отнеслись к обеим русским революциям. Вместе с тем именно Дмовскому вменяют в вину и активизацию антисемитских и националистических настроений в Польше в 1920-1930-е годы. Русский перевод книги Дмовского «Германия, Россия и польский вопрос», где изложены его основные мысли, был издан в Петербурге в 1909 году.
Ягеллонская идея
В отличие от национального государства по образу и подобию королевства Пястов ягеллонская линия польской политики предполагала формирование федерации, которая бы включала народы Литвы, Белоруссии и Украины, или, согласно польской политической терминологии, Восточных кресов (окраин). Восточными кресами традиционно именуют территории, когда-то входившие в состав Польши, но утраченные в результате бурных событий XX века. Главным противником в данном случае видится Россия, поскольку просто так эти земли она не отдаст.
Ягеллоны — польская правящая династия, основанная литовским князем Ягайло, который в 1368 году стал королем Польши под именем Владислав II. Стараниями правителей этой династии была создана федерация Великого княжества Литовского и Королевства Польского. Именно это союзное государство явилось логическим предшественником Люблинской унии 1569 года, когда была образована Речь Посполитая, куда кроме собственно Польши и Литвы вошли территории современных Украины и Беларуси.
Самым ярким сторонником ягеллонской линии был польский военный и политический деятель Юзеф Пилсудский. Для него единственными верными решениями представлялась экспансия Польши на Восток, восстановление границ Речи Посполитой, формирование федеративного государства. Свое выражение идея получила в концепции «Междуморья». При идеальном раскладе это новое федеративное образование должно было включать вообще все страны, расположенные между СССР и Германией. Помимо Украины и Беларуси Пилсудский допускал вхождение в «Междуморье» Латвии, Эстонии, Молдавии, Венгрии и Румынии. Тем не менее данная модель имела противников не только среди граждан упомянутых стран, но и в самой Польше.
Прометеизм: divide et impera
Смысловым развитием ягеллонской идеи стала концепция прометеизма, авторство которой также приписывают Юзефу Пилсудскому. Образ Прометея, давшего людям огонь, несмотря на запрет Зевса, был чрезвычайно популярен в начале XX века. По задумке роль Прометея должна была выполнить Польша, несущая огонь свободы национальным меньшинствам России. Организация с названием «Прометей» была создана в Париже в 1926 году, позже открылись ее филиалы в Берлине, Хельсинки, Харбине и Тегеране. В ее состав вошли азербайджанцы, грузины, донские казаки, народы Поволжья и Северного Кавказа.
Предполагалось, что под руководством Польши, которая смогла сохранить независимость и национальное самосознание после нескольких разделов, народы Советского Союза также смогут подняться на освободительную борьбу. Этими силами и планировалось сначала значительно ослабить, а затем разорвать СССР на мелкие государства.
Впервые широкая публика узнала об этих установках из работ Эдмунда Харашкевича, агента польской разведки, перебравшегося в Париж после раздела Польши между СССР и Германией. По его словам, организацию поддерживали ведущие державы межвоенного периода. В создании буферных государств вдоль границ Советской России были заинтересованы слишком многие силы. В своих трудах Харашкевич подробно описывает становление и развитие идеологии прометеизма.
В частности, после крушения Российской империи и возникновения (в большинстве случаев на очень короткое время) ряда независимых государств Польша оказывала им всестороннюю поддержку. Конкретно, одна из первых признавала легитимность их правительств, соблюдала их интересы в Лиге Наций, предоставляла им гражданских и военных специалистов. По словам бывшего разведчика, также в «Прометеи» существовали несколько отделений, каждое из которых действовало по своему направлению: Украина, Кавказ, Идель-Урал и Туркестан, казачество. По каждому из них велась активная пропагандистская работа с привлечением эмигрантов и национальной интеллигенции; издавались печатные издания, устанавливались связи с оппозиционными группами внутри страны.
Активность организации сошла на нет с началом Второй мировой войны, после которой Польша превратилась в зависимое от СССР государство. Однако если вспомнить историю крушения Варшавского блока, то именно польская партия «Солидарность» была главной движущей силой в этих событиях. Все произошло практически так, как и планировал Пилсудский: сначала от России откололись зависимые государства Восточной Европы, а затем и республики СССР. Выходит, семена прометеизма спустя десятилетия все же дали свои всходы…
Читайте наши статьи на Дзен