Что будет, если русский станет питаться чукотской едой
Суровые природные условия Крайнего Севера Евразии и Америки сформировали у коренных народов национальную кухню, важной частью которой является большое количество животного жира. Организм северян приспособлен для употребления такой пищи, а вот европейцам и другим народам придется туго.
Пища северян
Основа существования любого организма — удовлетворение его потребностей в витаминах и микроэлементах, а также энергии, необходимой для поддержания нормальной жизнедеятельности. Российский революционер начала XX века, писатель, этнограф, лингвист и исследователь чукотско-камчатского, эскимосского и эвенского языков, Владимир Германович Богораз, в своих исследованиях писал, что: «…оленные чукчи имеют большую склонность к морской пище… (…) …С другой стороны, приморские чукчи и эскимосы, (которые обычно добывают моржей) также высоко ценят оленье мясо и называют его «сладкой пищей оленеводов» …»
То есть главными продуктами питания приморских жителей Чукотки традиционно были и у многих остаются мясо, жир и внутренности моржа. Для этого добытых летом животных очищали от жира и складывали в специальную яму, куда наливали воду. В такой яме мясо могло сохраняться до наступления холодов. Внутренности моржа часто ели и в сыром виде, особенно высоко ценилась его печень. Также мясо и внутренности моржа сушили, запасая их на зиму. Но при этом приморские жители Арктики с удовольствием употребляли и оленину, которую предпочитают чукчи-кочевники. Они также склонны употреблять в сыром виде внутренности этого животного — печень, почки, сердце, а также глаза, костный мозг, сухожилия и даже хрящи носа. Владимир Германович Богораз по этому поводу оставил такие записи: «…оленные чукчи сушат мясо на открытом воздухе, под совокупным действием дневного тепла и ночного холода даже большие куски мяса совершенно вывяливаются, сохраняя свой вкус и нежность…»
Также исследователи культуры народов крайнего Севера отмечали, что одним из повседневных блюд чукотского народа была кровяная похлебка. Кровь, слитую с убитых животных, готовили с водой, резаной черемшой и сараной – степно-полевым растением.
Почему европейцы не могут есть также
Современные исследователи жизни коренных народов крайнего Севера, как, например, советский и российский антрополог, этнограф, доктор исторических наук, член-корреспондент германского Института исследований иностранных систем мышления и форм организации, почетный полярник, Юрий Борисович Симченко, утверждает, что благодаря оленине и мясу моржей северные народы почти не болели цингой. Благодаря огромному количеству микроэлементов, мясо северного оленя или моржа считается лечебным. В нем есть железо, цинк, медь, кобальт, марганец, молибден и большое количество витаминов.
Но если это так, то почему бы и обычному человеку не питаться таким же образом? Однажды подобный эксперимент провел на себе канадский прозаик, биолог и защитник окружающей среды Фарли Моуэт. Оказавшись в тундровой части Северо-Западных территорий Канады, писатель, проживая рядом с инуитами, попробовал есть такую же пищу, что и они. Поначалу он был не способен употреблять внутренности животных в сыром виде и ел только жареное мясо. Но резкое ухудшение самочувствия и снижение сопротивляемости организма заставило исследователя пересмотреть свой рацион, и он начал жевать сырое мясо, в том числе и животный жир. И хотя общее самочувствие у писателя улучшилось, в итоге развились сильные боли в животе, которые в дальнейшем переросли в хронический гастрит. Но почему же инуиты, постоянно употреблявшие подобную пищу, не страдали никакими проблемами с желудочно-кишечным трактом?
На этот вопрос в начале 2000-х годов ответили врачи из Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского, которые исследовали здоровье коренных жителей Ямало-Ненецкого округа. У тех северных народов, которые продолжали вести традиционный образ жизни, отечественные медики отметили более высокую кислотность желудочного сока по сравнению с приверженцами европейской диеты. При этом у чукчей, эскимосов и хантов имеющаяся повышенная кислотность практически никогда, в отличие от европейцев, не приводила к возникновению язвенной болезни желудка или двенадцатиперстной кишки. А происходит так потому, что у этих людей вблизи стенок органов ЖКТ, где имеющаяся кислота могла бы стать опасной для собственного организма, ее содержание оказалось неожиданно низким. Исследователи из Саратова обнаружили, что происходит так потому, что у коренных жителей Севера клетки, расположенные в стенках желудка, вырабатывают огромное количество слизи. Она обволакивает поступившую в желудок пищу, уже пропитанную кислотой. Точно также работает система ЖКТ у волков, слизь в их желудках является своеобразной предохранительной прослойкой между агрессивным содержимым полости органа и его стенками. То есть, за сотни столетий проживания в суровых условиях крайнего Севера, желудочно-кишечный тракт людей приспособился к функционированию, подобному тому, какое существует у хищников-мясоедов.
Копальхен только для северян и волков
Именно такая биологическая особенность позволяет коренным северянам без последствий для здоровья употреблять такое блюдо, как копальхен. Еще его называют «копанина» — мясо, которое по сути является ферментированной, то есть протухшей, или даже перегнившей плотью животных: оленей и моржей. Копальхен не едят каждый день, это скорее «стратегические консервы», которые заготавливают для себя ненцы, чукчи и другие северные народы. Такая еда позволяет охотникам и кочевникам, которые по каким-то причинам задержались в тундре или заблудились, все-таки не умереть с голоду. Копальхен готовят таким образом: животное аккуратно душат, чтобы тело не имело открытых ран, а затем буквально топят в болоте, оставляя на этом месте условную метку. Находясь в ледяной трясине, мясо размягчается, приобретает серый цвет и резкий трупный запах. В таком виде оно может сохраняться в течение нескольких лет, и северяне употребляют его в экстренных случаях. Но есть этот продукт могут только представители северных народов — трупный яд не способен вызвать у них интоксикацию, он нейтрализуется кислотой и окутанный плотной слизью, проходит по кишечному тракту.
Читайте наши статьи на Дзен