«Кошмар 90-х»: что на самом деле означала заставка телекомпании «ВИD»
В 90-е телекомпания «ВИD» совершила на ТВ настоящую революцию. На экранах появился непривычный для российского зрителя формат ток-шоу, журналисты «Взгляда» освещали самые злободневные общественно-политические темы, а легендарные «Поле чудес» и «Угадай мелодию» остались в памяти поколений. И не только они. В память всех детей, рожденных в 1990-е, навсегда врезалась жуткая морда, вылетающая на экран под зловещие 3 аккорда.
«Живой» артефакт
При обсуждении логотипа телекомпании Влад Листьев с коллегами почти сразу решил отказаться от львенка, чтобы не повторять голливудский логотип Metro Goldwyn Mayer. Сделанный при помощи компьютерной графики логотип тоже отмели. Решили пойти наперекор повальной моде тех лет на использование графических логотипов и сделать что-то аналоговое. Как вспоминал в одном из интервью Александр Любимов, хотелось, чтобы логотип телекомпании «был живым» и символичным. Решили поискать подходящий символ в восточной культуре, для чего отправились в Музей Востока. Работавшая там реставратором будущая жена Листьева Альбина Назимова предложила несколько вариантов, из которых выбрали керамическую голову древнекитайского философа Го Сяна.
На голове улыбающегося даосского мыслителя сидела трехногая жаба Пинь Инь – популярный на Востоке, но на то время малоизвестный в России, символ материального богатства. По легенде, Пинь Инь в прошлой жизни был беспощадным разбойником Чань-Чу, который грабил и убивал любого встречного. Когда злобный Пинь-Инь начал нападать на низших духов, те обратились за помощью к Будде. Тот в наказание отнял у Пинь-Иня одну из лап и заставил его выплевывать монеты, чтобы люди могли богатеть.
Для России времен «ВИDа» всё связанное с Востоком было экзотикой, поэтому руководству телеканала изображение головы древнекитайского философа с жабой на макушке казалось не только запоминающимся и необычным, но и символичным. В нем объединялись две ипостаси богатства, которого так не хватало России, – духовное (голова философа) и материальное (трехногая лягушка).
Креатив по-русски
Логотип действительно запоминался – раз и навсегда! Заставка начиналась с постепенно выдвигающейся из левого угла черной полосы, которая символизировала некий трамплин. Трамплин пульсировал, с каждым «биением» становясь длиннее. По полосе-трамплину начинал скакать мячик, который после нескольких прыжков слетал и падал в белый фон. При падении шарик уменьшался в размерах до точки, взрывался, появлялись круги, напоминающие те, что возникают при падении камня в воду.
Фон менялся на черный и из него «выплывало» обезображенное гримасой лицо с закрытыми глазами. Из-за падающей на левую часть головы тени разобрать силуэт лягушки было невозможно. Она напоминала то ли пучок волос, собранный вверху, то ли непонятный нарост. Даже знающие, что прообразом логотипа являлась голова Го Сяна, недоумевали – куда делась улыбка и зачем философу отрезали уши?
В одном из интервью Александр Любимов рассказывал, что у прообраза логотипа обнаружилась «единственная проблема» – у маски Го Сяна были чрезмерно большие уши. Философ «напоминал Чебурашку», поэтому к работе подключились профи компьютерной графики. Как только они «отрезали лажу», по словам Александра Любимова, «дело пошло». Отрезанные уши стали первым шагом по изменению артефакта, ведь Музей наложил вето на его использование в первозданном виде.
Графические дизайнеры сделали маску двухмерной и наложили тени, пытаясь сделать логотип непохожим на оригинал. Однако, компьютерная графика в 90-е находилась в России в зачаточном состоянии, поэтому результат получился шокирующим.
Альтернатива Бабаю
Заставка вызвала огромный общественный резонанс. Люди с устойчивой психикой посмеялись, отметив сходство ВИDовской головы с Борисом Ельциным. Но многим пришлось пить успокоительное и снотворное. Большинство передач «ВИDа» выходило по вечерам, и увиденная на ночь глядя маска долго стояла перед глазами, мешая заснуть. Люди начали жаловаться, что их дети в истерике убегают от телевизора при появлении ВИDовского логотипа. Многим малышам голова заменила Бабая – того самого, которым испокон веков родители пугали непослушных детей. Из-за пульсирующего изображения, контрастных цветов и специфической музыки, написанной Владимиром Рацкевичем, заставку приходилось пропускать людям, страдающим от эпилептических припадков.
Несмотря на весь негатив, вызванный логотипом, 30 лет телекомпания отказывалась его менять. Только в 2017 году к юбилею компании руководство решилось на ребрендинг скандального изображения. Шагнувшие за три десятилетия далеко вперед компьютерные технологии позволили сделать идеальный по восприятию логотип. Теперь китайский философ Го Сян улыбался, недобрые тени с его лица исчезли, а лягушка распростерлась на лысой голове во всей красе своих трех лап.
Герой мемов
Популярность ВИDовского логотипа была настолько огромна, что его не уставали пародировать и цитировать. Так, в клипе Филиппа Киркорова «Атлантида» голова появляется и пропадает на строчке «Ты исчезла из вида». Перед началом программы «L-клуб» появлялся видоизмененный логотип «ВИDа» – вместо головы китайского мудреца возникало лицо автора и ведущего программы Леонида Ярмольника. Да и сами «видовцы» то одевали голову в новогодний колпак, то приклеивали к ней бороду Деда Мороза, то меняли скачущий мячик на новогодний шарик. Необычный, запоминающийся и страшный логотип «ВИDа» известен не только поколению 90-х. Сегодня голова китайского мудреца периодически всплывает в интернет-пространстве. Мемом последнего времени стала голова Го Сяна с размноженными по контуру лица жабами-наростами или защитной маской и подписью «КОВИD».
Читайте наши статьи на Дзен