Дети великих строек
Центр социологических исследований, широко известный «глубиной анализа» и «методичностью подходов», провел лет десять назад масштабнейшую многолетнюю работу под названием «Человек советский», и заключил, что простой советский человек — это «массовидный» человек, противопоставленный всему своеобразному, доступный для контроля сверху, примитивный по запросам, созданный раз и навсегда и далее неизменяемый, легко управляемый и т.д. Было бы странно представителю homosapiensвзять на веру этот отвлеченный вздор. И многие социологи провели свои исследования. Очень интересным нам показалось исследование методом интервью людей, детство которых (от 8 до 12 лет) прошло в городе Усть-Илимске – одном из наиболее характерных относительно поздних «новых» городов великих строек. Его провела илимчанка Евгения Волосова из Восточно-Сибирской государственной академии образования.
Чистота эксперимента
В этом исследовании важно то, что строители Усть-Илимска были тщательно отобранными специалистами, без уголовного или другого сомнительного прошлого, на хорошем счету в разного рода партийных и комсомольских организациях. Все детские реалии илимчан были свойственны многим советским детям, но при этом не были замусорены разного рода маргинальными вторжениями, либо мещанскими и мракобесными представлениями старшего поколения фамилий. Все опрошенные приехали в город с родителями, которые отправились в Усть-Илимск по комсомольским путевкам или по распределению после института. Это представители самых разных профессий, как рабочих, так и интеллектуальных. Интервьюеры сразу установили, что социальный и профессиональный статус родителей на воспитании не сказывался. Главным было отношение родителей к своей работе — трудились с самоотдачей, энтузиазмом, любовью и профессионализмом. Опрошенные илимчане выделяют четыре основных фактора, которые влияли на их формирование: семья, улица, город, государство. То есть, так называемая государственная машина детьми фактически ощущалась.
Семья
Семья в Усть-Илимске была по всем параметрам образцово-показательная. Поскольку жизнь там была во многом общинная, пусть и в советском смысле слова, разнообразные отклонения, вроде алкоголизма или семейных боев были исключением и могли закончится исключением (из партии или ВЛКСМ) с последующей отправкой на малую родину.
«Родители с утра до вечера находились на работе, казалось, что дети предоставлены сами себе. На деле это было не так. Нашим воспитанием по-настоящему занимались, но это не значит, что садились рядом и читали морали или нотации. Даже если родители в данный момент были не рядом, мы ощущали их заботу. Это было какое-то подспудное воспитание. Несмотря на огромную занятость обоих родителей, нам уделяли много внимания. Папа водил на каток, в выходные часто ходили на семейный обед в лес, обязательно водили на все концерты и приезжих, и местных артистов. Нас брали на перекрытие Ангары».
«Нас никогда не наказывали. Родители объясняли, что можно, чего нельзя, и мы понимали их с полуслова. У нас было все, что можно было иметь в то время. Первый фотоаппарат — в 12 лет, первый магнитофон — чуть старше. С другой стороны, мама и папа сумели воспитать нас ответственными. Ребенок в семье имел свои обязанности, соответствующие возрасту и возможностям: присмотреть за младшими братьями и сестрами, отвести их в садик, помыть посуду, вынести мусор, сходить в магазин, выгулять собаку. В деревянном доме добавлялась забота о печи: Главной была печь. С отоплением связаны детские воспоминания о заготовке дров. Пилить привезенные доски, колоть чурки в поленья и складывать их в поленницы — это были наши обязанности».
Улица
У всех советских детей улица и двор составляли важную, если не важнейшую часть социального развития и, простите за выражение, личностного роста. В Усть-Илимске особенностью было отсутствие детей из маргинальных семей, обычно отвечавших в менее благополучных городах за раннее сексуальное воспитание и прививание уголовных понятий.
«…ведь в то время не было ни компьютеров, ни телевизоров, все время проводили на улице, нас было не загнать домой. Смена времен года позволяла разнообразить детские забавы. Летом играли в очень азартные игры, такие как зарница, чехарда, лапта, казаки-разбойники, краски и во многие другие, строили шалаши. Даже рядом с домом грибы собирали. Зимой сами заливали горки, играли в снежки, просто барахтались в сугробах, катались и на лыжах, привязанных ремешками к валенкам. На стройках брали картон и на них вместо санок катались с этих самых горок. Также сами заливали каток возле дома. Транспортным средством был велосипед. Все лето мы на них гоняли и на речку, и в лес за ягодами».
«Улица сплачивала, формировала особые «дворовые» отношения, основанные на дружбе и взаимопомощи. Можно сказать, что всё наше общение проходило на улице, отношения были очень дружеские, гуляли по десять, двадцать человек. Родители за нас сильно и не боялись, ведь в то время не было воровства, грабежей. Помню, даже когда входную дверь закрываешь на ключ и кладешь его под половик, никто его не брал».
Город
Все дети советского времени, которым сейчас 35-45, и которых в нашей редакции половина, признают, что Советский Союз вовсе не определял их жизнь. Усть-илимцы это подтверждают еще более. Была, конечно, гордость за страну, особенно во время праздников и разных объединяющих мероприятий, но больше гордились собственным городом, стройкой — знаменитой ГЭС на Ангаре.
«Мне было восемь или семь лет, когда состоялось первое перекрытие Ангары. На берегу собралось множество (как тогда казалось) народу. Детским умом понимала, что происходит что-то важное. Становясь старше, осознавали, что не в каждом городе есть такие грандиозные стройки, о которых знает вся страна, куда едут иностранцы, летом — студенты. Мы гордились своим городом».
«С детства ощущали, что живем в каком-то особенном месте, жили одной дружной многонациональной семьей. Долго не задумывалась о национальностях людей. В одном дворе жили украинцы, белорусы, буряты, прибалты».
Государство
Конечно, дети были вовлечены во всякого рода объединяющие государственные мероприятия, но вспоминают усть-илимцы главным образом не пионерские мероприятия, а кружки, спортивные секции, внеклассные развлечения в школе.
«Приметой советского времени является тот факт, что каждодневная жизнь ребят была тесно связана с дворовыми клубами. Например, в клубе «Алый парус» работали разнообразные кружки (радиотехнический, вязальный, спортивный, музыкальный). По инициативе ребят для охраны природы был организован «Зеленый патруль». Вместе с воспитателями они ездили на экскурсии, ходили в кино. У членов клуба были правила и обязанности, одной из основных являлась помощь больным, престарелым и малышам».
«Летние каникулы юные усть-илимцы проводили разнообразно: поездки на море, к бабушке в гости, в пионерский лагерь. Часть детей оставалась в городе. Кроме пионерского лагеря «Лосенок» (сегодня заброшенного) в городе открывались летние площадки при школах. Каждое лето родители отправляли меня в лагерь «Лосенок». Самое главное, что всем всегда хватало путевок. В лагере мы проводили месяц, где каждое утро была физзарядка, но также там проводили и дискотеки, на которые я ходила с удовольствием. Каждый раз в конце сезона в лагере мы жгли костры и сидели всю ночь. Также вместе с лагерем мы выезжали в различные походы, вожатые водили нас в кино, в котором каждый день показывали по два, три фильма. После месяца, проведенного в лагере, мы обязательно ездили в деревню к бабушке, а вот мои знакомые ездили на Черное море или в Сочи. В общем, кто куда».
«…с нами возились учителя. Мы проводили в школе так много времени, что родители даже ревновали к ней. Помню, когда была постарше, мама сказала: «Дам тебе раскладушку и живи в школе». Было много интересных кружков и в школе, и в доме пионеров. Классные руководители нас возили на экскурсии в другие города, с нами занимались сверх программы».
Совковость или хорошее воспитание?
Даже такой небольшой обзор простейшего, казалось бы, исследования показывает, что как минимум, отрицательные качества, называемые так называемой «совковостью», и которые именитый исследователь характеризует словами «управляемость», «контролируемость», «примитивность», «неизменяемость», формировались не в детстве. А пресловутые массовидность и деиндивидуализм были представлены здоровым коллективизмом, сплоченностью, взаимопомощью. Респонденты не чувствуют себя сегодня советскими людьми, однако некоторые качества, усвоенные в детстве, стали частью их мировоззрения: «Да, нас воспитывали и прививали чувство патриотизма, уважения к старшим, заботу о младших. А что в этом плохого? Если наша совковость в этом, то пусть она остается».
Полностью об исследовании читайте в научном журнале Гуманитарной школы Дальневосточного федерального университета «Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке».
Читайте наши статьи на Дзен