«Мясо для бедных»: почему в Европе не едят лесные грибы
В российских лесах скоро начнется грибной сезон. Все знают, что удача на «тихой охоте» сопутствует не каждому. Считается даже, что не человек ищет грибы, а они сами находят, «видят» человека.
Что значит — гриб?
По одной из версий слово «грибы» произошло от слова «губы». До сих пор в некоторых русских говорах грибы называют губами. В своем словаре Владимир Даль писал, что фраза «губы ломать» означала «идти по грибы». Автор «Сравнительно-этимологического словаря русского языка» Н. В. Гордеев придерживался другой точки зрения, он считал, что «гриб», произошло от древнерусского «гърб». Линвист также отмечал, что в Древней Руси «горбами» называли холмы. Вот ещё одна версия — слово «гриб» восходит к праславянскому «глибъ». Это слово родственно литовскому «глейма», обозначающему слизь.
Ни растения, ни животные
Грибы — одна из древнейших форм жизни. И невероятно жизнеспособная. Микроскопические грибы были обнаружены даже на обшивке космической станции. Всего существует от 150 тысяч до 1,5 миллиона видов грибов. Такой колоссальный разброс в подсчете вызван тем, что микология как самостоятельная научная дисциплина сформировалась только в последние 50 лет. До 70-х годов ХХ века все грибы относились к растительному царству, растениями грибы являются и в классификации Карла Линнея, хотя уже в XVIII веке он высказывал сомнения, что грибы можно относить к растительному царству.
В настоящее время микология — одна из самых интересных и перспективных биологических дисциплин. Знания о грибах помогают человеку во всех сферах — от гастрономии до медицины.
Столица грибов
В России к грибам всегда было особое отношение. В то время как в Западной Европе грибы называли «пищей бедняков» и «мясом для бедных», у нас ходили по грибы целыми деревнями. Со своей «охоты» грибники возвращались с полными обозами разных грибов, которые успешно сбывали на многочисленных ярмарках. Была у грибников и своя «столица» — город Судиславль в Костромской губернии.
В славянской традиции грибы считались собственностью лешего, поэтому походы в лес сопровождались определенными обрядами. У каждого леса был пароль, «заветное слово», которое открывало лучшие грибные места. Многие и сегодня верят, что грибы «прячутся» от грибников, которые в лесу свистят, или поют, или громко разговаривают.
Приезжих иностранцев восхищало русское грибное изобилие. Грибы жарили, парили, мариновали, сушили. Представление о том, какое место грибы занимали в России ещё в XVII веке можно получить, изучив меню званого обеда, который давал 17 марта 1699 года патриарх Андриан: «три пирога с грибами, два пирожка с груздями, грибы холодные с маслом, грузди гретые соком да с маслом, капуста шотковая с грибами, галушки грибные на два «наряда грибов в тесте».
Культурная парадигма
Русскую культуру можно назвать микофильской. Как, например, культуры Индии, Греции, Азии и Мезоамерики. Есть и культуры микофобные — английская и ирландская. Эта классификация была введена американским ученым Робертом Уоссоном, который вместе со своей женой — русской эмигранткой Валентиной Павловной много лет посвятил этномикологии — изучению отношения к грибам у разных народов. Уоссон объездил со своими экспедициями почти все страны мира, в Мексике принимал участие в масатекской тайной грибной церемонии. Ученый собрал и классифицировал многочисленные мифы и поверья о грибах. Результаты его работы крайне любопытны. У некоторых народов Африки считается, что небо и земля произошли от ножки и шляпки гриба, в Таджикистане считали, что грибы — это небесные вши, которые «Великая мать» вытряхнула из халата. Сохранился также кетский миф о том, что бог Есей посадил мужчин и женщин в землю и те росли одно время, как грибы.
Грибы-грехи
Интересно, что в Заволжской Руси от стариков до сих пор можно услышать старое поверье, что съедобные грибы – это грехи. Только воплотившиеся в эукариотические, так говорят в биологии, организмы. Боровики – это самые большие наши грехи, а лисички, опята – незначительные, рутинные, шалости. Поганки, мухоморы и прочие – это грехи других людей. Съесть такой гриб – значит лишить возможности другого человека исповедовать свой грех. Расплата за это беспощадная. Из этого следует, что «тихая охота» — это бессознательное (так бы сказали психоаналитики) воспоминание о собственной грешности. Ну а поглощение приготовленных, а главное – найденных лично тобой – грибов, является аллегорией исповеди. Неизвестно откуда пошло это поверье. Точно можно сказать, что у него языческие корни. И все же…
Старики говорили, что обилие грибов в лесу – примета близкой беды. В смысле, что неисповеданные грехи могут обернуться общим горем. Именно поэтому заволжские крестьяне никогда не заканчивали сезон «тихой охоты» до того момента, пока не возвращались домой с пустой корзинкой.
Грибные страны
Отношение к грибам в разных районах России различается. В некоторых российских областях, например, до сих пор не собирают волнушки, на Кавказе не очень любят подосиновики, подберезовики и белые грибы. Не все народы, населяющие Россию, ели грибы. Ненцы, якуты и татары вовсе их не ели, а евреи ели только лисички. В этих грибах никогда не бывает червей (треф), а потому они, согласно представлениям иудаизма, относятся к кошерным продуктам, которые можно употреблять в пищу. Англичане не любят дикие грибы, едят только шампиньоны, сморчки и трюфели. В Италии вредными грибами считаются маслята, а во Франции — опята. Дальше всех пошли швейцарцы — у них даже белый гриб считается ядовитым.
Читайте наши статьи на Дзен