Как князь Потёмкин пытался создать еврейское казачество
Эта история остаётся одной из самых тёмных и загадочных страниц правления Екатерины II и деятельности её главного фаворита.
Из царицыной постели – в князи
Григорий Александрович Потёмкин (1739-1791) выдвинулся благодаря тому, что «попал в случай», как на придворном жаргоне XVIII века называли любовную утеху очередной российской самодержицы. Но Потёмкин даже после того, как перестал быть любовником Екатерины II, на всю жизнь остался её близким другом, что подтверждалось и его статусом супруга царствующей императрицы, сохраняемого, правда, в тайне от всех. Потёмкин руководил многими делами внутренней политики, занимал важные и ответственные государственные посты и, по некоторым сведениям, даже поставлял своей августейшей супруге в постель её очередных фаворитов.
Среди деяний светлейшего князя Потёмкина-Таврического (это прибавление к своей фамилии он получил в 1787 году, а титул князя был ему пожалован в 1776 году; ещё на год раньше он сделался графом), кроме обустройства завоёванных Новороссии и Крыма, строительства и организации Черноморского флота, реформ в армии, были и некоторые кажущиеся странности. Одна из них – учреждение Израилевского казачьего полка из евреев.
Затея, нелепая только внешне
Кажется, по сей день только один российский историк – Дмитрий Новокшонов из Санкт-Петербурга – попытался проанализировать этот эпизод в деталях и дать ему объяснение. Его статья под названием «Бородатые еврейские казаки светлейшего князя Потёмкина-Таврического» была опубликована в журнале «Клио» за 2011 год (с. 109-114). Тем не менее вопросы остаются.
Потёмкин начал реализовывать эту идею в 1787 году, в начале очередной войны с Турцией. Князь тогда создавал национальные воинские формирования из разных народов, населявших новоприобретённые Россией земли: сербов, греков, албанцев… Но из тех получались неплохие солдаты, а замысел бросить против турок полк, набранный из потомственных мирных евреев, выглядела явно сумасбродной. Не допуская и мысли, что светлейший князь впал в слабоумие, современники полагали, что тут кроется какой-то хитрый замысел. Отсюда Новокшонов и решил, что затея с еврейским полком была призвана скрывать какой-то другой план светлейшего.
Что было делать с миллионом евреев – новых русских подданных?
Для начала – немного о положении евреев в Российской империи конца XVIII века. До времён Екатерины II иудеям в России жить строго воспрещалось. Иван Грозный, взяв в 1563 году Полоцк, приказал всех евреев, отказавшихся креститься, тут же утопить в прорубях на Западной Двине. Пётр I приказал всем иудеям, поселившимся в пределах Российского государства, немедленно покинуть его пределы, под страхом смертной казни. Спустя некоторое время подобное же повеление издала императрица Елизавета Петровна. Будучи принципиальной противницей смертной казни, она постращала ослушников только полным лишением всего имущества.
При этом крещёным евреям предоставлялись все права российских подданных: достаточно вспомнить Петра Шафирова, одного из близких к Петру I людей. Российским подданным стал, крестившись, ещё его отец, поступивший на службу толмачом в Посольский приказ.
Но при Екатерине II продолжать подобную политику в отношении евреев стало невозможно. В 1772 году Россия присоединила к себе восточную часть Белоруссии, где примерно половину городского населения составляли евреи. На них держались вся местная промышленность и торговля. Поэтому императрица только запретила евреям селиться в России восточнее бывшей границы Речи Посполитой. Эта запретительная мера – «черта еврейской оседлости» – продержалась с тех пор в России до 1915 года.
Потёмкин был сторонником расширения Российской империи. Он ратовал за дальнейшие разделы Польши. Спустя всего несколько лет после его смерти Россия присоединила к себе остававшиеся в составе Речи Посполитой литовские, белорусские и украинские земли. Сразу несколько сот тысяч (если не миллион) евреев стали российскими подданными. Эту политику инкорпорации в Россию такого количества «племени, распявшего Христа» надо было как-то оправдывать. Возможно ли, чтобы затея Потёмкина с еврейским полком была призвана доказать императрице, что евреи могут полезными России подданными и в качестве хороших солдат? Не исключено. Хотя нелепость подобной затеи должна была обнаружиться сразу, что и произошло. Израилевский полк не просуществовав и года, был распущен.
Армия тайных агентов или потешный полк?
Новокшонов считает, что абсурдность еврейского казачества была прикрытием российской шпионской сети, развёртываемой Потёмкиным в Западной Европе.
«В декабре 1787 г. Потемкин показывает де Линю [австрийский принц – Я.Б.] карикатурных еврейских всадников и тем полностью дезавуирует свою идею, представляя ее глупой затеей сумасброда… В августе 1788 г. Потемкин распускает прошедших воинскую подготовку и спайку юнцов. «Чтобы не ссориться с Библией», как он объясняет де Линю. И многие из них удивительным образом оказываются в Париже, во Франции, где через год происходит революция. Влияние Франции на ход Русско-турецкой войны резко ослабевает. То есть Израильский полк светлейшего готовился не только против турок. Преимущественно евреи выполняли у Потемкина роль разведчиков и тайных порученцев для выполнения деликатных заданий. По-видимому, так называемый Израилевский полк Потемкина подчинялся напрямую светлейшему. О его истинном предназначении знал узкий круг лиц: непременно императрица, правитель канцелярии князя В. С. Попов и, скорее всего, Суворов. С внезапной смертью Потемкина полный контроль над этой вооруженной организованной силой был утерян. Смущение во Франции и сопровождавшие его неконтролируемые кровопролития произвели удручающее впечатление на Екатерину II… Кто-то из «бородатых евреев-казаков» остался верным русскому престолу. Кто-то предпочел ему знамена революционной Франции и искренне участвовал в Польском восстании в составе мятежной Народовой кавалерии Польского корпуса».
Однако свидетельства того, что бородатые еврейские казаки Потёмкина потом все были переброшены в Западную Европу, историк приводит крайне скудные. Они не убеждают в правильности его теории. Мы считаем, что мотивы такого внешне нелепого шага светлейшего князя были приземлёнными и были призваны доказать императрице полезность для России присоединения к ней восточно-польских земель с большим количеством еврейского населения. Следует добавить, что для реализации своего проекта – принудительного набора евреев на военную службу – Потёмкин лишил город Кричев, Могилёвской губернии, магдебургского права (городского самоуправления), которым традиционно пользовался этот населенный пункт, и перевёл его в разряд местечка, а на жителей наложил рекрутскую повинность, что вряд ли могло сделать их преданными интересам Российской империи. А ведь именно их, по теории Новокшенова, Потёмкин собирался сделать тайными агентами империи за границей.
Читайте наши статьи на Дзен