«Поганый» поцелуй: после какого поступка на Руси люди считались грязными 12 дней
Поцелуй считался на Руси проявлением любви. Однако далеко не все поцелуи воспринимались русскими как «полезные». Например, не принято было целовать детей в губы. А некоторые поцелуи вообще превращали человека в «поганого» на 12 дней.
Поцелуй на Руси
На Руси поцелуй считался проявлением любви, по всей видимости, всегда. Недаром одной из самых желанных наград был особый царский поцелуй. Кроме того издавна русские кричат: «Горько!» на свадьбах, требуя, чтобы жених и невеста и невеста поцеловались. Новоиспеченный муж должен был вкусить хмельного меда с губ своей суженой. Целовали друг друга не только супруги, но и родственники: дети целовали родителей, родители – детей, сестры – братьев, братья – сестер и т.д. Положительное значение имеет поцелуй и в православной культуре: верующие целуют кресты, иконы и другие святыни. Поцелуй Иуды является исключением, но и не опровергает отношение к подобным действиям.
Несмотря на это, некоторые поцелуи воспринимались не только как неуместные, но даже вредные. Так, М. И. Шахнович, автор издания «Приметы верные и суеверные», утверждает, что ребенка не принято было целовать в губы. Считалось, что в противном случае малыш долго не будет разговаривать. Запрещалось также целовать спящего: верили, что иначе человек обязательно тяжело заболеет и умрет. Дело в том, что наши предки были уверены в том, что сон является состоянием близким к смерти. На Руси говорили: «Сон – смерти брат», «Сонный как мертвый». А с покойниками русские предпочитали обращаться осторожно, так как те владели способностью причинять вред живым.
Поганый на 12 дней
Неудивительно, что в некоторых регионах России (например, в Пермском крае) никогда не целовали усопших даже во время прощания. Как пишут Иван Подюков, Стас Хоробрых и Екатерина Свалова в своем «Словаре мортальной лексики, фразеологии и символики русских говоров Прикамья», тот, кто поцеловал покойника, считался 12 дней «поганым», собравшим все его грехи. Максимум, что разрешалось сделать, — это прикоснуться к венчику, который полагался на лоб умершего при погребении. В отдельных старообрядческих общинах до сих пор не принято прикасаться к усопшим, а тем более целовать их.
Именно представлениями об опасности контакта с покойником и всем, что связано со смертью, обусловлено появление традиции мыть руки после кладбища. Нередко руки мыли прямо на кладбище или у дома, не заходя внутрь, для того, чтобы «не утянуть смерть за собой». Иногда после похорон даже посещали баню, чтобы смыть с себя весь негатив. Русские Заонежья, касавшиеся тела усопшего, прикладывали руки к печи, а те, кто целовал покойника, терлись о печь губами. Таким образом наши предки старались избежать нового мертвеца в доме. Мало того, бывало, что после погребения, смотрели в печь для того, «чтобы не бояться».
Контакты с покойниками
Такая боязнь покойников и распространение различных обрядов, направленных на защиту от них, были связаны с представлениями русских о том, что контакт меду живыми и мертвыми никогда не утрачивается. Считалось, что если живые помнят о своих умерших предках и исполняют необходимые ритуалы, то души покровительствуют им, помогают в хозяйстве, увеличивают урожай и приплод скота. В противном же случае покойники могли рассердиться, наслать болезни, голод и другие несчастья. Именно поэтому суть многих обрядов заключалась в том, чтобы задобрить находившихся на том свете. Мертвых приглашали в баню, оставляли для них воду для умывания, полотенца, чистую одежду и пищу.
В то же время смысл других обрядов заключался в стремлении обезопасить себя от вредного влияния усопших. На Руси верили в то, что умерший (в особенности, если это хозяин дома) мог утянуть за собой и домочадцев, а также все хозяйство. В результате живые родственники будут часто и подолгу болеть и умирать один за другим, хозяйство придет в упадок, начнет дохнуть скотина. Неспроста и сегодня принято в доме, где есть мертвец, завешивать зеркала, через которые он способен воздействовать на живых. Пытались защитить себя от усопших и те, кто обмывал тело. Обмывальщик или обмывальщица должны были тщательно вымыться в бане и сменить одежду. После похорон даже не произносили имя умершего, а его живых тезок на время переименовывали.
Читайте наши статьи на Дзен