Отказ быть крёстным родителем: грех или нет
Далеко не каждый верующий стремится стать крестным родителем, хотя в русской православной церкви это почитается за честь. Бывают даже случаи, когда люди отказываются от роли восприемника. А имеют ли они право так поступать и хорошо ли это?
Честь для верующего
Одними из главных действующих лиц в жизни крещеного в православную веру ребенка были и остаются крестные родители, которых в народе и по сей день именуют кумом и кумой. Их также называют восприемниками, потому что именно они принимают ребенка из купели. Крестный отец и крестная мать, равно как и кровные родители, играют немаловажную роль в жизни своего крестника, так как тоже опекают его и наставляют на путь истинный.
Неудивительно, что к кумовьям на Руси издревле предъявлялись самые высокие требования. Как пишет А. В. Пряжникова в издании «Новый месяцеслов», крестные должны были служить своему крестнику примером благочестия: следовать слову Божию не на словах, а на деле, знать наизусть молитвы, регулярно посещать церковные службы, являть собой образец истинной ревностной и глубокой веры.
Приглашение и отказ
Принимая во внимание столь высокие требования, получить предложение стать восприемником, считалось на Руси настоящей честью. Не зря традиция, следуя которой родные отец и мать приглашали крестных на таинство, отличалась определенной торжественностью. Родители являлись в дом кандидатов и, кланяясь им, приглашали: «Пойди введи младенца в православную веру». Затем будущие кумовья угощали гостей, которые, впрочем, обязаны были принести с собой лакомства.
Именно поэтому сложно представить себе ситуацию, когда кандидаты в восприемники могли отказаться от подобного предложения. Мало того, историки утверждают, что отказ от кумовства был запрещен. Тем не менее бывали и такие случаи. Иначе вряд ли русские придумали бы для этого специальный глагол – откумиться, который в своих трудах упоминал знаменитый Владимир Даль. Правда, такое поведение наши предки считали греховным.
Что грех, а что – нет?
А вот наши современники, включая священнослужителей, в отказе быть крестным родителем не видят никакого греха. Поэтому отказаться от этой роли можно, а порой даже необходимо. По крайней мере, Александр Ладынский, приводя на страницах своей «Православной энциклопедии» ответ священника на похожий вопрос, пишет о том, что будет гораздо хуже, если человек возьмет на себя ответственность стать крестным родителем, а после не исполнит ее.
Стоит отметить, что перестать быть восприемником разрешается в любое время. К такому решению кума или куму обычно подталкивает ситуация, при которой дальнейшее православное воспитание крестника становится невозможным. Подчас при таком развитии событий само крещение становится профанацией. И вот тогда таинство является по сути греховным как по отношению к Богу, так и по отношению к ребенку.