Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2024-08-15 10:41:38
Тимур Сагдиев

Загадки крупнейшего кургана России: кто на самом деле его построил

 

Поблизости от села Урвань в Урванском районе Кабардино-Балкарии расположено курганное поле из нескольких десятков курганов. Среди них выделяется самый большой курган Ошхаца (Iуащхьацэ, в русской огласовке также Ошхацэ или Вашхо-ца). Его название переводится как «лесистый» или «лохматый курган». Иногда кабардинцы почтительно именуют этот курган «могучим» или «древним».

Внешне Ошхаца выглядит как холм высотой, по разным данным, от 22 до 27 метров. Общая длина окружности основания равняется 400 метрам. Наверху кургана расположена круглая ровная площадка диаметром в 70 метров. Во время Кавказской войны здесь стоял редут русской армии.

Курган Ошхаца называют самым большим в России. Впрочем, считать его крупнейшим курганом Евразии, как указано в некоторых источниках, никаких оснований нет. Здесь пальма первенства принадлежит гробнице царя Алиатта II (Коджа-Мутаф-Тепе) в Турции высотой 63 метра. Очень похож по форме на кавказский курган Ошхаца 40-метровый курган Силбери-Хилл в окрестностях британского Стоунхенджа. Он также имеет плоскую площадку на вершине.

С курганом Ошхаца связано несколько кабардинских легенд. Писатель начала XIX века Шора Ногмов рассказывал о христианском храме, который когда-то якобы находился на вершине Ошхаца. В труде «История адыхейского народа» Ногмов приводит строчки из песни о первом епископе, пришедшем на Кавказ из Греции в эпоху императора Юстиниана: «И на Лесистом кургане сковал ему [Богу] дом из жести с дверьми из литого серебра и там-то обитал светлый Божий дух».
В другом источнике уточняется, что храм был «из белой кости» – под этим возможно, подразумеваются белые известняковые блоки.

Как писал историк Панайот Акритас, после принятия ислама народ засыпал церковь на кургане вместе со всей утварью, иконами и священными книгами. Но место продолжало оставаться сакральным. Даже в конце XIX веке горцы, проходя мимо кургана, совершали намаз. Ежегодно в апреле у подножия Ошхаца справляли Праздник весенней травы с коллективной трапезой.

Внутри кургана находились помещения, в которых до 1920 года жили «иноязычные» люди. Свидетели описывали три комнаты с расписными стенами и каменные кушетки. По одной из версий, остатки подземного храма облюбовали сектанты, пришедшие на Кавказ уже после присоединения региона к Российской империи. В окрестностях Нальчика проживали баптисты, штундисты, хлысты и другие последователи неортодоксальных христианских течений. Тайну своей общины они рьяно оберегали от посторонних. По свидетельству краеведа Хабаса Бекулова, юноша Теуваж Барагунов, проникший в подземелье, был убит, а другой местный житель, Арах Хажикушев, сильно избит.

Знаменитая серебряная дверь, по некоторым данным, имела около 140 см в высоту. Местные жители демонтировали её после начала Первой мировой войны в 1914 году и пожертвовали в фонд русской армии в городе Георгиевске. Вход в подземелье оставался различим до середины XX века, но с годами он обвалился и зарос.

Кабардинцы рассказывали об Ошхаца и другие, откровенно сказочные истории.
«Согласно преданиям, распространенным в окрестных сёлах, по ночам из Лесистого кургана выезжала золотая карета, запряженная тремя полными сил лошадьми. Устремившись вверх, она долго кружила высоко в небе, а на рассвете стремительно спускалась вниз и скрывалась в громаде насыпи Ошхаца», – говорится в статье Барасби Бгажнокова и Владимира Фоменко «Курганы в окрестностях селения Урвань».


Курган Ошхаца не остался без внимания учёных. Начало исследованиям было положено разведочной археологической экспедицией Валерия Батчаева в 1983 году. Он выявил близ села Урвань в общей сложности 44 кургана. Историки и археологи полагают, что курган №2 (Ошхаца) – это наследие так называемой Майкопской культуры. Она существовала на Северном Кавказе в конце IV – начале III тыс. до н.э. Что именно скрывает Ошхаца, без раскопок не определишь, но учёным хорошо известны другие захоронения «майкопцев». Эта культура была тесно связана с цивилизациями Ближнего Востока, где впервые зародилось сельское хозяйство. Сокровища из девятиметрового кургана Ошад, раскопанного в 1897 году профессором Николаем Веселовским, хранятся в постоянной экспозиции Эрмитажа. Там были найдены бронзовые, золотые, серебряные изделия. «Майкопские» изображения животных имеют прямые параллели в культурах северной Месопотамии и Малой Азии. По одной из версий, именно оттуда и пришли на Кавказ носители Майкопской культуры. Сама форма кургана Ошхаца, как предполагается, изначально повторяла ступенчатую форму зиккуратов Шумера и Ассирии. Возможно, что в глубинах Лесистого кургана скрываются ещё более ценные артефакты, чем в Ошаде – ведь размеры насыпи указывают на высокий статус захороненных лиц. Будут ли когда-нибудь проведены раскопки Ошхаца, неизвестно. Дело в том, что работа археологов фактически приведёт к уничтожению уникального кургана.

Между тем, ещё в 1971 году по решению Совета Министров КБАССР Ошхаца, как и другие курганы Урвани, получил статус памятника республиканского значения. Позднее он даже выдвигался для включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Однако богатства, скрытые в недрах кургана, многим не дают покоя. В 2009 году на Ошхаца начали орудовать «чёрные археологи». Грабительские «раскопки» затеял житель Кабардино-Балкарии, нанявший для этой цели трёх рабочих из Белоруссии. Для ускорения работы использовались экскаваторы. Стремясь докопаться до погребальной камеры, «чёрные археологи» проделали в кургане узкий шурф длиной 25 метров. За два года неравнодушные местные жители трижды ловили нелегальных копателей и сдавали их в полицию. Но жажда наживы заставляла их возвращаться на курган. Рабочие вынули в общей сложности 2700 кубометров земли. Всё это закончилось возбуждением уголовного дела, однако реального наказания копатели так и не понесли. К счастью, как считают учёные, до главной погребальной камеры преступники не добрались.

С конца лета 2016 года курган уже нельзя назвать «лесистым» – деревья на нём вырубили в целях геолокационных исследований. В ноябре 2016 года курган осмотрели участники этнографической экспедиции Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований. А в мае 2017 года в прорытую «чёрными археологами» шахту спустились энтузиасты во главе с директором Института археологии Кавказа Биясланом Атабиевым. Они взяли образцы грунта, камня и дерева. Внутри кургана было обнаружено отверстие правильной геометрической формы неясного назначения. Но возможные археологические работы встревожили общественность, которая потребовала оставить курган неприкосновенным. Весной 2017 года власти Кабардино-Балкарии заявили, что официального разрешения на раскопки Ошхаца никто не давал.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: