Удар тапком: почему в арабском мире это считается самым страшным унижением
Каждая национальная культура обладает собственным языком жестов. Одно и то же действие может быть по-разному воспринято в зависимости от конкретной страны или целого региона. Арабский мир – не исключение. Его жители разработали самобытную систему знаков, в том числе обидных. И худшее из таких оскорблений связано с обувью.
К арабскому миру ученые причисляют 23 страны, каждая из которых обладает своим уникальным колоритом. Но значительное сходство в традициях, менталитете и языке позволяет ученым рассматривать все эти государства как некую геолингвистическую общность. Об этом кандидат педагогических наук Вероника Матвеенко написала в статье «Национально-культурные особенности вербальных и невербальных средств аргументации в арабском официально-деловом стиле общения», которая вышла в «Вестнике РУДН» (№ 4 за 2012 г.).
По мнению исследовательницы, арабский этикет сформировался в результате мощного воздействия исламских норм поведения на традиционный кодекс чести, существовавший среди бедуинов с древних времен. Причем, влияние религии на повседневную жизнь каждого араба настолько велико, что исламские обычаи воспринимаются жителями восточных стран как исконно-национальные.
Согласно нормам местного этикета, людям ни в коем случае нельзя делать категоричные заявления, резко отказывать собеседнику в просьбе, вести себя суетливо или поспешно. Даже отрицательные ответы необходимо доводить до собеседника в завуалированном, смягченном виде. Именно поэтому многие прямолинейные американские или европейские бизнесмены не всегда понимают своих коллег из арабских стран.
Левая рука
Научный сотрудник Тамбовского госуниверситета Светлана Крюкова перечислила некоторые характерные для арабов правила поведения в статье «Особенности невербального общения в национальных культурах», которая опубликована в журнале «Аналитика культурологии» (№ 2 за 2011 г.). Так, исследовательница отметила, что во время разговора араб обычно стоит почти вплотную к своему собеседнику, что вызывает удивление, например, у немцев, среди которых не принято вести диалог, находясь друг от друга на расстоянии ближе 60 см.
Еще одной особенностью арабского невербального общения является прямой взгляд в лицо собеседника. А вот японцы и представители некоторых других народов Азии сочтут такой взгляд невежливым, ведь у них принято при разговоре с уважаемым человеком отводить глаза чуть вниз и смотреть, скорее, на шею собеседника. Так что в невербальной культуре арабов есть немало удивительного для представителей других стран и континентов.
«Мы в общении не придаем особого значения левой или правой руке. Но будьте осторожны на Ближнем Востоке: не вздумайте кому-либо протянуть деньги или подарок левой рукой. Этим вы можете нанести оскорбление собеседнику», – написала С. А. Крюкова.
То есть, любой турист-левша рискует столкнуться с возмущением местных жителей, если не будет постоянно себя контролировать. Причину столь негативного отношения арабов к левой руке кандидат педагогических наук Газияв Магомедов объяснил в статье «Этикет в арабо-исламской культуре», которая вышла в журнале «Россия и мусульманский мир» (№ 12 за 2012 г.). По словам специалиста, мусульмане считают левую руку нечистой. Так же отрицательно арабы расценивают и ноги.
Иными словами, жители Ближнего Востока делят весь мир, в том числе части человеческого тела, на две категории: позитивную (угодную Всевышнему) и негативную. Как считает Г. А. Магомедов, именно потому, что арабы относятся к нижним конечностям «как к нечистой силе», среди них считается недопустимым сидеть, забросив ногу на ногу.
Наджаса
Вообще, в мировоззрении арабов ощутимо негативные коннотации могут иметь и отдельные предметы гардероба. Первенство здесь, безусловно, принадлежит обуви. И не только потому, что с внутренней стороны туфли, ботинки или тапки соприкасаются с ногами, которые считаются нечистыми независимо от предпринимаемых людьми гигиенических процедур. Обувь, и особенно ее подошва, с внешней стороны касается земли, асфальта или напольного покрытия общественных учреждений. А на дороге, на тротуаре, в холле вокзала, да хоть на автомобильном коврике вполне может оказаться наджаса.
Согласно данным информационно-просветительского портала Islam.Global, наджаса – это худшие из возможных нечистот. Речь идет об экскрементах человека и животных, мертвечине, собачьей слюне, крови, гное, рвотных массах, а также о естественных выделениях человеческого организма, таких как пот или сперма. Дополняют этот и впрямь неприятный список алкогольные напитки и все, что имеет отношение к свиньям.
По законам шариата, каждый мусульманин должен тщательно очищать любые предметы, соприкоснувшиеся с наджасой. Но нетрудно догадаться, что никто не может гарантировать, что нога человека не наступила на место, зараженное подобным негативом. Поэтому подошва обуви воспринимается арабами как квинтэссенция грязи духовной и физической.
О том, насколько негативно к обуви относятся жители исламских стран, свидетельствует хотя бы скандал, который разразился вокруг новеньких кроссовок несколько лет назад. Информационно-аналитический портал Islam-Today рассказал о данном инциденте 29 января 2019 г. в статье «Компанию Nike обвинили в оскорблении ислама». Дело в том, что жители арабских стран увидели на подошве обуви название модели AirMax. Причем, по своему написанию это слово напомнило мусульманам имя Всевышнего «Аллах». Арабы заподозрили американских производителей в желании оскорбить их религиозные чувства. Верующих особенно возмутило, что слово, похожее на имя Всевышнего, размещено на подошве, а значит, во время ношения кроссовок данная надпись неизбежно будет соприкасаться с грязью (наджасой).
Обувь
Независимо от фактической чистоты обуви и напольных покрытий, домашние тапочки или выходные ботинки любого человека воспринимаются жителями арабских стран в русле исламской культурной парадигмы. Поэтому худшие из возможных в мусульманском мире оскорблений связаны именно с обувью. А уж удар тапком – обиднее этого и представить себе ничего нельзя.
Не исключено, что это оскорбление связано с древней воинской традицией, распространенной во многих странах, когда победители гордо попирали своей обувью поверженных врагов, что служило символом ужасного позора и унижения для раненных и разоруженных противников.
Подошву ботинок или сандалий мусульмане демонстрируют человеку, вызывающему у них сугубо негативные эмоции. Поэтому сидеть, положив ногу на ногу, показывая подошву, в восточных странах считается крайне предосудительным.
Ботинком в президента
Известно, что во время правления Джорджа Буша-младшего жители стран Ближнего Востока, отрицательно оценивавшие международную политику президента США, вывешивали в общественных местах его портреты с прикрепленными к ним тапками или туфлями. И каждый желающий мог нанести Дж. Бушу унизительное оскорбление.
А 14 декабря 2008 г. во время визита американского президента в Багдад журналист Мунтадхар аз-Заиди швырнул в ненавистного ему американского правителя два своих ботинка, при этом упомянув вдов, сирот и всех жертв военной агрессии США в Ираке. Но Дж. Буш сумел дважды пригнуться, избежав столкновения с летевшей в него обувью.
Этот поступок Мунтадхара аз-Заиди вошел в историю. А 30 января 2009 г. информагентство ВВС News сообщило, что в иракском городе Тикрит местные жители даже установили памятник ботинку, запущенному в президента США.
В целом, использование обуви для оскорбления различных государственных и общественных деятелей встречается довольно часто. Вслед за арабами к подобной практике стали прибегать жители разных стран, в том числе австралийцы, индийцы, ирландцы и гонконгцы.
Стоит отметить, что в древние времена обувь использовалась и для самоуничижения. Не секрет, что подданные восточных деспотов вынуждены были целовать туфли правителей, чтобы продемонстрировать свое смирение перед абсолютной властью.
Читайте наши статьи на Дзен