Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2024-09-19 08:52:54
Павел Каменев

Главный хранитель тайны янтарной комнаты: судьба Альфреда Роде

ХХ век был временем, которое оставило много нерешенных вопросов. Одной из главных тайн минувшего столетия по праву считают тайну исчезновения оригинальной янтарной комнаты. Вопреки тому, что на ее поиски были брошены лучшие умы современности, а объемы проделанной розыскной работы впечатляют, с загадки пропажи уникального шедевра так и не спала пелена тайны. Одним из тех, кто мог бы пролить свет на вопрос местонахождения  утраченного шедевра, был человек по имени Альфред Роде.

Предыстория

Король Пруссии преподнес Петру Алексеевичу Романову в качестве дипломатического дара так называемый янтарный кабинет. Это были довольно небольшие панели, богато декорированные янтарем. Они были выдержанны в строгих тонах эпохи классицизма.

Во время правления Екатерины II было принято решение разместить кулуарный янтарный кабинет в просторах Екатерининского дворца. Однако императрица столкнулась с неожиданной проблемой: в помпезном и роскошном дворце не нашлось такого скромного помещения, где можно было бы разместить эти янтарные панели. Царица, не отчаявшись, приняла решение о расширении небольшого янтарного кабинета до размеров полноценной комнаты. Так родился один из главных шедевров в истории искусства.

Пережив огонь революции, янтарная комната хранилась там же – в Екатерининском дворце города Пушкина. Однако все изменилось в годы Великой Отечественной войны: немцы, захватив дворец, вывезли оригинальную янтарную комнату в Кенигсберг, где она на протяжении трех лет хранилась в здании замка и демонстрировалась исключительно высокопоставленным функционерам Третьего Рейха. Персональную ответственность за сохранность янтарной комнаты нес хранитель музейных ценностей Кенигсбергского замка Альфред Роде.

После штурма города-крепости Кенигсберг выяснилось, что шедевр бесследно пропал…

Альфред Роде: характеристика личности

Альфред Роде был человеком исключительно противоречивым: с одной стороны – он был эмоционально скуп, замкнут и нелюдим, с другой стороны – демонстрировал фанатичную преданность своему ремеслу. Вопреки тому, что со дня его гибели прошло немало лет, его по-прежнему считают самым большим знатоком старинных изделий из янтаря. Он знал об этом камне буквально все и, возможно, даже больше.

Роде с истинно немецким педантизмом описывал все имеющиеся в его распоряжении экспонаты, с нечеловеческой дотошностью и крайней скрупулезностью фиксировал все особенности старинных янтарных предметов. Если отбросить все оценочные фильтры, то необходимо признать, что он был исключительно хорош как искусствовед. Он регулярно издавал богато иллюстрированные книги, где были запечатлены лучшие изделия немецких мастеров-янтарщиков эпохи расцвета художественной обработки этого камня, XVII-XVIII веков.

Необходимо широкими мазками обозначить политические воззрения Роде: если коротко – в нацисты его записывать не приходится. Вероятно, он тяготел влево, но не спешил лезть на баррикады и свергать фашистский режим, выбирая путь непротивления и глубинного несогласия. Известно, что он глубоко и искренне переживал те акты вандализма по отношению к мировому культурному наследию, которые творили немцы на оккупированных территориях. Вопреки этому, он с невероятной жадностью ждал, когда к нему в руки попадет самый главный янтарный шедевр всех времен и народов – легендарная янтарная комната.

В самом конце войны Роде и его семейству было предложено спешно эвакуироваться из Кенигсберга, но он отказался, совершив, своего рода, профессиональный подвиг. Выслав двоих своих детей в центральные регионы Германии, Альфред и его супруга решили остаться с главным своим сокровищем – янтарной комнатой.

Ему удалось пережить огненный вихрь штурма города. Известно, что он лично отдавал приказы о демонтаже панелей янтарной комнаты и подготавливал шедевр к вероятной эвакуации из города. Однако когда пропажа произведения искусства стала очевидной, пользы от него было совсем немного. Дав формальное согласие сотрудничать с советскими властями, он давал невероятно путанные и противоречивые показания. Со стороны могло показаться, что он не знает о судьбе вверенного ему шедевра. Хотя, разумеется, этого не могло быть. Возможно, за 12 лет правления нацистов в сердце Роде поселился гнилостный червь русофобии, либо он опасался, что в том случае, если он выдаст свою тайну, то будет немедленно казнен. Настоящие его мотивы навсегда останутся непонятны. Известно, впрочем, лишь одно – Альфред Роде ничего никому не сказал и унес одну из главных тайн человечества, тайну местонахождения оригинальной янтарной комнаты, вместе с собой в могилу.

Смерть Альфреда Роде

Ситуация стала еще запутанней и таинственней в связи с неожиданной и скорой гибелью Альфреда Роде. Он нашел свою смерть в декабре 1945 года, спустя всего семь месяцев с момента падения Кенигсберга. Точные причины его кончины так и остались неизвестны. Существует три версии.

Согласно первой, Роде покончил с собой, дабы не допустить возможности раскрытия своей тайны. Помимо этого есть точка зрения, что главный хранитель музейных ценностей был убит кем-то, кто пожелал сохранить секрет местонахождения янтарной комнаты. И, наконец, в самой Германии традиционно принято считать, что Роде и его супруга скончались от тифа, который в те времена не щадил выживших жителей Кенигсберга.

Большая часть столь обожаемой им коллекции сгинула во время штурма города. Однако его труды не прошли даром: часть столь любимых им экспонатов впоследствии была воссоздана советскими художниками по тем книгам, в которых немецкий искусствовед столь скрупулезно описывал свои сокровища.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: