Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2024-11-04 08:18:11
Кириллица

Бухарский эмират: судьба самого независимого государства в составе Российской империи

В последнее время в России много вспоминают о государственном устройстве Российской империи. В какой-то степени империю можно было бы назвать унитарным государством. Во всяком случае, в ней не было и намека на существования каких-то структурных образований вроде Украины, Эстонии или Грузии. Вся страна была разбита на губернии, которые формально были равны. Однако многие забывают, что в составе Российской империи были суверенные государства, которые даже имели свои собственные вооруженные силы. Даже если все это и было лишь формально.

Самым характерным и наиболее интересным примером был Бухарский эмират.

Когда-то это было Бухарское ханство, возникшее после распада империи Тамерлана в XV веке. Эмиратом оно стало в 1753 году в связи с приходом к власти нового правителя. Он не был потомком Чингисхана, не мог именоваться ханом и был всего лишь эмиром. Впрочем, все эти тонкости придуманы историками, а государство называлось и при ханах, и при эмирах просто Бухарой.

С Россией Бухарское ханство торговало с момента своего появления, а если говорить про сам город Бухара, то ещё раньше, до прихода монголо-татар.

В середине XIX века началось завоевание Средней Азии Российской империей и в 1866 году начались военные действия против Бухары. После поражения бухарской армии было объявлено о вассальной зависимости Бухарского эмирата от России, а в 1873 году был установлен протекторат. Часть территорий отошла к России, в том числе и Самарканд. Формально Бухарский эмират оставался независимым от Российской империи и сохранял свой суверенитет. Изменения коснулись главным образом внешней политики, которую теперь определяли в Санкт-Петербурге. Дипломатической деятельности при дворе эмира более не велось. При этом Бухара имели и свою собственную границу, как часть российской, и сохранила собственную армию.

Бухарская армия не представляла собой грозной силы. Как описывает её Е. К. Мейендорф в своей книге «Путешествие из Оренбурга в Бухару», вышедшей в 1826 году, вооруженные силы эмира бухарского представляли собой типичное феодальное войско, состоявшее из небольшой гвардии эмира и набираемого в военное время ополчения.

Правда, в 1857 году начались глобальные реформы, и стала создавать регулярная армия, которой, по сути, до этого не было. Тогда впервые за всю историю в вооруженных силах Бухары появилась пехота и артиллерия.

Причем пехота, называемая сарбазы, формировалась главным образом из рабов, так как местные жители категорически не хотели служить. Потому основу сарбазов составляли либо персы, захваченные в войнах, либо русские, которые так же пришли не добровольно. Что касается артиллеристов, то все они были из иностранцев, либо наемниками, либо «недобровольными наёмниками», то есть из рабов и пленных.

Но за период менее чем в десять лет, полноценную армию создать нельзя, и потому к моменту начала войны с Россией, боевая ценность бухарских войск была невелика. Выучка была крайне слабой, а про вооружение, и говорить нечего. Пушки были самые разных типов и калибров. В пехоте же огнестрельное оружие имело менее половины, в кавалерии и того меньше. При этом на вооружении были даже совсем древние фитильные ружья.

После подчинения Бухары, местной армией занялись русские инструкторы. Хоть Бухарский эмират и формально мог считать себя сколько угодно независимым, а командовал всеми вооруженными силами эмир, но реально вся бухарская армия рассматривалась как составная часть русской Туркестанской армии. И в случае войны должна была действовать в её составе. А для этого ей надо было довести хоть до каких-то стандартов. В связи с этим в Бухару и было направлено некоторое количество русских офицеров и унтер-офицеров.

Правда, очень многие чиновники при Туркестанском генерал-губернаторе опасались, что наличие собственной армии, а тем более её планируемое усиление может сделать эмира менее послушным и более независимым. Однако через несколько лет подобные разговоры прекратились.

Хотя в бухарскую армию поступило новое, более-менее современное вооружение, а войска стали обучать по русским уставам, результаты отнюдь не были успешными. Команды на русском языке местными солдатами воспринимались плохо, смысла они не улавливали. В результате получилась не армия, а скорее пародия на неё. В самом конце XIX века эмир бухарский начал новую реорганизацию армии, однако силы этой ей не прибавило, хотя в общей сложности потрачено было более полутора миллионов рублей. Интересно, что сам «независимый» правитель состоял на службе в Терском казачьем войске, поэтому часть подразделений бухарской армии именовались терскими, а обмундирование у них было казачье.

За всю свою историю в составе Российской империи бухарская армия ни в каких боевых действиях участия не принимала. Но при этом армия Бухары пережила Российскую императорскую армию, часть которой являлась.

После революции 1917 года и распада империи Бухара стала независимой. Армия стала спешно переоснащаться иностранным вооружением, главным образом английским и французским. Согласно данным из энциклопедии «Гражданская война и военная интервенция в СССР», бухарская армия состояла из 40 тыс. человек при двух десятках пулеметов и двух десятков современных пушек и более чем тридцати устаревших орудиях. Большая часть войска представляла собой плохо обученное ополчение.

Независимость длилась ненадолго. 2 сентября 1920 году Красная Армия взяла Бухару. На этом история эмирата и его армии закончилась.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: