Почему русские практиковали обрезание
Сегодня обрезание прочно ассоциируется с иудаизмом и исламом. Но мало кто знает, что в Средние века этот древний ритуал практиковался и в православной Руси. Это был не массовый обычай, а скорее следствие крайнего религиозного рвения, заставлявшего некоторых новообращенных христиан буквально следовать каждому слову Ветхого Завета.
Древнейший ритуал
Корни обряда уходят в глубочайшую древность. Как отмечал советский этнограф Сергей Токарев, изначально обрезание могло быть символической заменой человеческого жертвоприношения — жертвой «части» ребенка ради спасения всей его жизни.
Эта практика была широко распространена у древних египтян, эфиопов и народов Причерноморья. От них она была заимствована древними иудеями и канонизирована в Ветхом Завете (Книга Бытия 17:10-14), где Бог повелевает Аврааму совершать обрезание всех младенцев мужского пола на восьмой день жизни как знак Завета между Богом и человеком.
Обрезание на Руси
После Крещения Руси в 988 году вместе с новой верой пришло и глубокое погружение в тексты Священного Писания, включая Ветхий Завет. Новообращенные русичи начали перенимать не только духовные заповеди, но и бытовые предписания: пищевые запреты (отказ от зайчатины, сома, морепродуктов) и обрядовые нормы.
Фантом ДНК: как советский ученый доказал существование души
Христианство насаждалось жестко, и многие, желая доказать свою преданность новой вере и избежать малейших подозрений в язычестве, стремились соблюдать все предписания как можно буквальнее. В некоторых регионах это религиозное рвение заходило так далеко, что родители совершали над младенцами обряд обрезания на восьмой день, как того требовал Ветхий Завет.
До какого века соблюдались ветхозаветные традиции
Все коренным образом изменилось благодаря реформе патриарха Никона, произведенной в середине XVII века. На Руси был внедрен целый ряд нововведений. Богослужение стало вестись по новому греческому образцу, а креститься полагалось уже не двуперстным, а трехперстным знамением. Все старообрядцы, не принявшие нововведений, в 1656-ом были преданы анафеме на Московском соборе.
После этой реформы православные на Руси перестали делать обрезание своим детям, и постепенно эта традиция стала восприниматься только как иудейская. Православные же должны были совершать «духовное обрезание» путем обряда крещения и принятия заповедей Божьих.