Зачем солдаты царской армии перед долгими маршами объедались соленой селедкой
На первый взгляд, поедание соленой рыбы перед долгим переходом или сражением кажется абсурдной идеей, гарантирующей лишь мучительную жажду. Однако история русской армии раскрывает удивительную логику этого гастрономического «лайфхака», который не раз спасал жизни солдат в самых суровых условиях.
Пища последнего шанса
Впервые массовое употребление соленой селедки перед боем было задокументировано во время Крымской войны (1853–1856). Солдаты, зная о предстоящих изнурительных маршах и атаках, сознательно шли на это. Несмотря на вызываемую ею жажду, селедка давала то, что было важнее сиюминутного комфорта — выносливость и силу.
Писатель Владимир Инфантьев в книге «Под звездами Балканскими» описывает, как во время Русско-турецкой войны солдаты, страдая от голода и болезней, выживали благодаря реквизированной пище, которую тщательно обеззараживали кипячением и прожариванием. Сытная и калорийная селедка была в этом списке спасением.
Эта традиция перекочевала и в Первую мировую войну. Поручица Мария Бочкарева вспоминала, что ужин из каши с селедкой давал не только чувство сытости без тяжести в желудке, но и заряд бодрости на весь следующий день.
Так зачем же воины претерпевали пищевые мучения? Да и как, вообще, сгусток солености в организме способствует максимальной продуктивности в боевых действиях?
Каким образом селедка в желудке помогала жаждущим
Сельдь легко усваивается организмом, не требуя чрезмерного времени для ее переваривания перед трудной физической работой. В теле данной рыбы содержится множество питательных веществ, необходимых человеку при переживании стресса, а также при суровых перегрузках. Йод, фосфор, кальций, натрий, калий, цинк, магний, фтор – таков перечень входящих в селедку полезнейших элементов.
Всего-навсего в 100 граммах рыбы содержится около половины суточной нормы белка. При этом если грибы, орехи, яйца и мясо могут вызывать тяжесть в желудке, то рыбная продукция, и особенно сельдь, такими «изъянами» уж точно не страдает.
«Жратва»: что означает это слово на самом деле
Регулярное употребление океанического деликатеса обеспечивает эффективную работу сердечно-сосудистой системы, что, в свою очередь, благотворно сказывается на выносливости. А такое физическое свойство, как выносливость, особенно важно для солдат – с их походами, марш-бросками и многосуточными боями.
Поедание же селедки именно в соленом виде при тяжелых физических и эмоциональных нагрузках полезно вдвойне. Тем самым обеспечивается замедленное выведение жиров из организма. А ведь именно жиры предоставляют нашему телу ту «подушку безопасности», с помощью которой наше тело подпитывается энергией. Селедка полезна сама по себе, а в соленом виде – ее польза умножается. Кстати, после Крымской войны употребление соленой сельди в целях борьбы с обезвоживанием превратилось поистине в традиционный метод.
Солдатские «лайфхаки»
Селедка не была единственным «лайфхаком» русского солдата. За более чем тысячелетнюю историю человечества накопилось великое множество солдатских хитростей, как поддерживать себя в боеготовности. Бегло пройдемся лишь по самым-самым.
Бойцы спецназа очень даже не прочь полакомиться сладким перед часом-икс. Съеденная конфета, мармеладка или шоколадка придает тонус, купирует стресс и активизирует умственную деятельность. Находясь в засаде, чтобы не голодать и сохранять концентрацию, наши солдаты запасались «сникерсами». За большое количество калорий, при компактном размере их называли «батарейками».
Тонизирующим эффектом обладает пюре из муравьев. Ловится множество насекомых, перетирается в пюре – и употребляется в пищу. А чтобы не стошнило, в получившийся «деликатес» можно добавить сахар. Да, вкус, как его ни подслащивай, так себе, но зато муравьиная кислота придает сил и обостряет концентрацию внимания. Кроме того, подобное лакомство может помочь при заживлении несильных внутренних кровотечений – опять-таки за счет кислоты.
Многие столетия в России одним из лучших способов для отдыха и восстановления была баня. В «Василии Теркине» Твардовский воспел солдатскую баню отдельной главой. Но корни этого способа уходят глубже в историю: к этому методу прибегали донские казаки — в походах они сооружали полевые бани, где в перерывах между сражениями парили и растирали друг друга для повышения тонуса мышц. Парная также использовалась и в медицинских целях — там врачевали легкие ранения казаков.