Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2025-09-17 08:15:00

Почему Александр III называл художника Верещагина скотиной

В то время как российское общество ликовало по поводу побед на Балканах, один человек с кистью в руках отправился на фронт, чтобы показать обратную, страшную сторону триумфа. Художник-баталист Василий Верещагин создал серию картин, которые шокировали современников и вызвали гнев самого императора. Его работы стали не просто искусством, а суровым обвинительным приговором всей войне.

Как только началась русско-турецкая война (1877–1878), Верещагин без колебаний оставил мастерскую и отправился на фронт. Он был не просто наблюдателем, а непосредственным участником событий. Художник жил среди солдат, делил с ними все тяготы и рисковал жизнью, чтобы запечатлеть войну без прикрас. Результатом этого страшного опыта стала серия из 30 гениальных и шокирующих полотен.

Почему Ленину после покушения долго не вызывали врача

Верещагин видел то, что скрывалось за парадными реляциями о победах: чудовищные потери, плохое снабжение армии, ошибки командования и невыносимые страдания простых солдат. Его кисть беспристрастно зафиксировала всё: кровавую мясорубку под Шипкой и Плевной, перевязочные пункты прямо в траншеях, где врачи боролись за жизни искалеченных людей, бескрайние поля, усеянные телами павших.

Его картины были настолько правдивы, что вступали в прямое противоречие с ура-патриотическими настроениями, царившими при императорском дворе.

Художник был ранен в бедро, но сильнее всего он был сломлен морально, душевно. В своих воспоминаниях он запишет; «Больше батальных картин писать не буду — принимаю все близко к сердцу, выплакивая боль каждого изображенного убитого и раненого…»

Полет Юрия Гагарина: что в нем пошло не так

Но и то, что уже было написано, вызвало неоднозначную реакцию. Особенно — у императора Александра III, отнесшегося к балканской серии творчества Верещагина крайне отрицательно. Буквально он сказал: «Изучая каталог картин Верещагина и читая тексты к нему, противные национальному самолюбию, можно заключить одно: либо Верещагин скотина, либо — помешанный. Жаль, что это будут единственные картины в воспоминании о славной войне, все, что мы оставим потомкам».

После этих слов картины Верещагина надолго оказались под запретом на высшем уровне — их тридцать с лишним лет не приобретали в государственные музеи страны, а Вердер (прусский военный атташе в Санкт-Петербурге) даже советовал уничтожить всю серию. Но картины остались, и дошли до потомков, сохраняя свою силу воздействия и заставляя задуматься об ужасах и противоестественности войн для человечества.

Мумия Сталина: почему СССР не отдал её Китаю и Албании

Василий Цымбал: как «троллил» авиацию НАТО главный истребитель-хулиган СССР

«Сумасшедший Иван»: какой маневр советских подводников так называли моряки США

 

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: