Сколько дней в неделю у русских муж с женой должны были спать на разных кроватях
С принятием христианства на Руси церковный устав стал регулировать практически все стороны жизни мирян, включая самые сокровенные — супружеские отношения. Канонические правила, пришедшие вместе с православием, предписывали строгое воздержание в определенные дни, которые в сумме составляли едва ли не большую часть года.
Пост
Главными «запретными» периодами становились многодневные посты — Великий, Успенский, Рождественский и Петров. В эти дни, общее число которых могло достигать 200 в году, речь шла не только о пищевых ограничениях. Очищению должна была подвергаться и плоть. Воздержание рассматривалось как духовная практика, помогающая человеку укротить страсти и возвыситься над животными инстинктами.
Особой строгостью отличался Великий пост. В это время, как писали святые отцы, границы между мирянами, священством и монахами стирались — все в равной степени призывались к супружескому воздержанию. Святитель Василий Великий наставлял: «Пост знает меру и в делах супружеских, удерживая от неумеренности в том, что дозволено законом; по согласию отделяет время на то, да пребывают в молитве». Это правило было закреплено и в основных богослужебных книгах, например, в Большом Требнике.
90-60-90: как эти «габариты» стали эталоном женской красоты
Считалось, что нарушение этого запрета могло иметь суровые последствия. По свидетельству старцев Амвросия и Леонида Оптинских, интимная близость в пост могла стать причиной болезни супруги или же врожденных недугов у ребенка, зачатого в этот греховный период.
Церковные дни
На Руси соблюдение целомудрия в браке было обязательным не только в продолжение постов (Великого, Успенского, Рождественского и Петрова), но и на двунадесятые, храмовые и великие праздники, в период Святок, а также сплошных седмиц Сырной и Пасхальной.
Помимо этого, христианам полагалось воздерживаться от интимной жизни в дни покаяния, а также каждую среду, пятницу и воскресенье.
Об этом в труде «Эксомологитарион» писал преподобный Никодим: «Должно отметить и то, что как подобает соблюдать пост по средам, пятницам и в Четыредесятницу в отношении пищи, так необходимо соблюдать пост и в отношении плотских удовольствий».
«Жратва»: что означает это слово на самом деле
Архиепископ Тимофей Александрийский предостерегал прихожан причащаться, если накануне христиане имели супружеское общение, которое в данном случае накладывало отпечаток нечистоты как на тело, так и на душу.
Преподобный Серафим Саровский видел в несоблюдении этих правил плохое знамение: «И еще храните чистоту, храните среды и пятницы, и праздничные, и воскресные дни. За нехранение чистоты, за несоблюдение среды и пятницы супругами дети родятся мертвыми, а при нехранении праздников и воскресных дней жены умирают родами».
Особые дни
Помимо вышеназванных «запретных дней», историк Алексей Лаушкин в работе «Супружеское воздержание Великим постом в XII—XIII веках и точные летописные латы» указывает, что в старину смотреть на супругу, как на сексуальный объект, запрещалось во время женского очищения-менструации.
Кроме того, прикасаться к жене запрещалось в период ее беременности и кормления младенца, а также в следующие 6 недель после родов, когда она считалась «нечистой».
А когда же можно?
Поскольку для первых христиан истинной целью вступления в брачные отношения являлось продолжение рода, а не получение плотских удовольствий, тех дней, когда церковь разрешала интим, вполне хватало для зачатия ребенка.
Об этом писал Климент Александрийский: «Недозволительно человеку соитие, совершаемое без цели зачатия», а также преподобный Максим Исповедник: «Правильное суждение о браке целью его поставляет деторождение. Но кто имеет при этом в виду одну сласть похотную, тот погрешает в суждении, недоброе почитая добрым. И таковой злоупотребляет сим».
В свою очередь протоиерей Евгений Шестун, определяя брачное сладострастие, не направленное на деторождение, как греховное состояние, отмечал, что в прежние времена в благочестивых семьях, когда супруги понимали, что больше не хотят иметь детей, они начинали жить друг с другом подобно брат с сестрой, а порой удалялись в монашество.