«Доктрина Тухачевского»: почему в случае её принятия Красная Армия была разгромлена уже в 1941-м
Одной из самых дискуссионных тем в истории Великой Отечественной войны остается вопрос: как бы развивались события, если бы не сталинские репрессии 1937-1938 годов, уничтожившие цвет командного состава РККА? Маршалы Жуков, Василевский, Ерёменко и многие другие военачальники были убеждены: с такими командирами, как Тухачевский, Блюхер и Егоров, война сложилась бы иначе — возможно, Германия вообще не рискнула бы напасть.
Но так ли это на самом деле? Давайте отбросим политические обвинения в «заговорах» и рассмотрим этот вопрос с сугубо военной точки зрения, сосредоточившись на стратегических концепциях самой яркой фигуры среди репрессированных — маршала Михаила Тухачевского.
Первый поразительный факт: между взглядами Тухачевского и реальными планами РККА накануне войны не было принципиальных различий. И до, и после 1937 года Красная Армия готовилась к наступательной войне на чужой территории.
Полевой устав РККА 1936 года, который был разработан и принят при активном участии Тухачевского как первого заместителя наркома обороны (Ворошилова), оставался главным руководящим документом Красной армии до начала Великой Отечественной войны. В 1939 году был подготовлен проект нового Полевого устава, однако его не успели рассмотреть и принять. Впрочем, в нём также не было ничего, противоречащего взглядам Тухачевского.
Тамара Левченко: как фронтовая медсестра чуть не увела Леонида Брежнева из семьи
Центральным местом в воззрениях Тухачевского на характер будущей войны являлась идея стремительного наступления с максимальным использованием технических средств: авиации, танков, артиллерии. Тухачевский подразделял танки на два типа: непосредственной поддержки пехоты и «дальнего действия». Если первые должны были участвовать в прорыве полосы обороны противника, то вторые – захватывать объекты в его тылу, нарушать его коммуникации и линии связи, сеять панику и дезорганизацию у врага.
Следствием этих взглядов ещё до 1937 года стало насыщение Красной армии пехотными танками Т-26 и лёгкими быстроходными танками БТ. Ещё в 1930 году Тухачевский представил Сталину совершенно утопический проект о производстве в СССР ста тысяч танков в год. Тухачевский не считал танки средством боя прежде всего с вражескими танками, как это делали немецкие теоретики танкового блицкрига Гудериан, Гот, французский генерал де Голль и др. Танк Т-34 не вписывался в его концепцию и можно предполагать, что Тухачевский воспротивился бы его принятию на вооружение.
Идеи Тухачевского о быстром прорыве могли быть осуществимы только при отсутствии сплошного фронта, что противоречило опыту Первой мировой войны. Только в 1936 году в работе, посвящённой Полевому уставу РККА, он признал, что в будущей войне возможны сплошные позиционные фронты и придал большое значение их прорыву с использованием большого количества артиллерии и танков непосредственной поддержки. Но от идеи танков «дальнего действия» он не отказывался.
Одновременно Тухачевский был сторонником десантирования танкеток с воздуха в тылу противника с использованием планёров и «воздушных поездов». Как показал опыт Великой Отечественной войны, это была вредная утопия. Тухачевский был противником специализированной артиллерии, считая, что одни и те же орудия должны бить как по наземным целям, так и по самолётам. Также он настаивал на перевооружении всей армии безоткатной (динамо-реактивной) артиллерией. Это тоже, как выяснилось, было утопией.
Что было не так с самолетом, на котором разбился Юрий Гагарин
Тезис о «войне малой кровью на чужой территории» был не его, а Ворошилова. Наоборот, Тухачевский ещё в 1923 году писал, что новая война будет «не малокровной, а жестокой и кровавой», и её будет вести «всё население». По сути, он выступал теоретиком тотальной войны, и здесь, конечно, был прав, но далеко не оригинален.
Вместе с тем, он отвергал значение активной, подвижной обороны. Наоборот, ратовал за максимальное насыщение первой линии обороны и отрицал необходимость тыловых резервов.
Нетрудно увидеть, к каким последствиям привела бы доктрина Тухачевского, если бы её стали реализовывать в канун Великой Отечественной войны. Практически вся Красная армия тогда была бы окружена и разгромлена в самых первых приграничных сражениях.
«Чёрный список» Крупской: какие книги вдова Ленина приказала изъять из библиотек
Звук падения гроба: что произошло на похоронах Брежнева на самом деле
Эксгумация мощей Александра Невского: что поразило учёных
Читайте наши статьи на Дзен