Фотографии арестованного Берии: что с ними было не так
Арест и казнь Лаврентия Берии, одного из самых могущественных и мрачных деятелей сталинской эпохи, до сих пор окутаны завесой тайны. Многие историки указывают на множество странностей в этом деле, заставляющих усомниться в официальной версии событий. В центре скандала — даже не сам суд, а фотографии и процедуры, которые будто нарочно доказывают, что всё было не так, как рассказывали советские газеты.
Подготовленный арест и смертный приговор
Согласно официальной хронике, арест Берии был тщательно спланирован. Как пишет историк Владимир Кучин, Никита Хрущёв начал подготавливать почву для ареста своего опасного соратника ещё в июне 1953 года. 26 июня на заседании Президиума ЦК Берия был задержан группой офицеров под руководством маршала Георгия Жукова.
Самая жестокая преступница в истории: что творила датчанка Дагмар Овербю
Закрытый суд над ним и его сподвижниками начался лишь спустя полгода, 18 декабря. Процесс длился всего несколько дней. Берия частично признал вину в репрессиях и подготовке переворота, и 23 декабря 1953 года Верховный суд СССР приговорил его к высшей мере наказания. Официально сообщалось, что приговор был приведен в исполнение в тот же день. Однако именно эта аккуратность и скорость вызывают у исследователей множество вопросов.
Стандартные процедуры, которых не было
Как расстрел, так суд и даже арест Лаврентия Берии сопровождались множеством странностей. Так, если верить Зазе Цквитария, автору книги «Берия без лжи. Кто должен каяться?», у арестованного не были сняты отпечатки пальцев. Это подтверждал и бывший прокурор Андрей Сухомлинов, получивший доступ к документам дела и изучивший его в буквальном смысле вдоль и поперек. Цквитария справедливо считает тот факт, что стандартная процедура дактилоскопирования так и не была проведена, подозрительным. А вот Алекс Громов на страницах издания «Нарком Берия» прямо заявляет о том, что отпечатки пальцев не снимались для того, чтобы смерть Берии после казни не была, как полагается, засвидетельствована врачом.
Якуты: самые шокирующие факты
Аналогично дела обстоят и с фотографиями Лаврентия Павловича, которые, тоже как водится, должны были поместить в дело в 2 экземплярах: анфас и в профиль. Богдан Кобулов и остальные обвиняемые был сфотографирован должным образом, а вот со снимками Берии сплошные тайны. Не зря тот же Сухомлинов назвал единственное фото (причем в ¾) экс-министра внутренних дел «комичным». По утверждению Цквитария, на снимке изображен явно более молодой Берия. Елена Прудникова, автор книги «1953. Смертельные игры», считает, что фотографию Берии попросту изъяли из семейного архива во время обыска, а позже поместили в дело. И данная версия также указывает на то, что нарком к тому моменту уже был убит.
Другие странности «дела Берии»
Кроме отсутствующих отпечатков пальцев и «комичной» фотографии, существует еще немало противоречивых данных по «делу Берии», вызывающих подозрения о том, что в этой истории не все чисто. Например, Лина Таркхова, автор книги «Заложники Кремля», пишет о том, что машинистка Екатерина Козлова, работавшая в штабе Московского военного округа, где и содержался Берия, рассказывала, что окна в здании закрасили белой краской. Поэтому узника бункера, которого изредка выводили на прогулку, никому разглядеть так и не удалось. Тем более что на прогулку или допрос Лаврентий Павлович всегда следовал в пальто и надвинутой на глаза шляпе. Да и смотрел он исключительно себе под ноги. Это дает повод думать, что убитый Берия был заменен «дублером».
Борис Соколов в своей книге «Двуликий Берия» отмечает и тот факт, что в процессе расследования преступлений не было проведено ни одной очной ставки, и вообще дело велось поверхностно, без глубокого исследования необходимых обстоятельств. Впрочем, Соколов уверен в том, что Лаврентий Павлович все же обитал в бункере штаба Московского военного округа, что, как считает историк, подтверждается его письмами из заключения. А такое халатное отношение к своим обязанностям со стороны служителей Фемиды Соколов объясняет тем, что участь Берии уже была предрешена. Так зачем же зря тратить силы? Отвергая версию об убийстве наркома в день ареста, Соколов не отрицает, что он действительно мог быть расстрелян раньше официальной даты смерти.