Что нужно знать о русской люльке
Колыбель русской культуры нужно искать в деревенской люльке.
Люлька была столь же необходимым атрибутом, как, скажем, стол или печь. Потому и делать люльку поручали настоящему мастеру, непременно с добрым сердцем, ну и непременно с золотыми руками.
Сделать самый простой вариант люльки мог и сам хозяин, вот только дерево надо было выбрать подходящее.
Ни в коем случае не осина – дерево с нечистью всякой дружное, а потому в осиновой люльке младенцу долгой и счастливой жизни не видать. Распространенными материалами был луб, камыш, сосновая дранка, кора липы.
Чаще люльку вешали в задней части избы, рядом с подтопком. В толстое потолочное бревно вбивали кольцо, на него вешался моток проволоки, так называемый «качок», на который и вешалась на веревках люлька. Качать такую люльку можно было при помощи специального ремешка рукой, а в случае занятости рук, и ногой.
«Рулить» люлькой надо было умеючи: чуть посильнее качнешь, и, кувырк, младенец на полу.
Часто «рулить» доверяли несовершеннолетним: девочкам 7-8 лет, среди которых обнаруживались настоящие таланты – «славные пестуньи», которые легко могли угомонить слишком резвого дитятку.
Люлька становилась для крошки маленьким миром, который украшался всеми возможными способами: в изголовье часто вырезали солнце, в ножках – месяц и звезды, крепилось некое подобие современных погремушек – разноцветные тряпицы, деревянные ложки, надутый бычий пузырь с горсткой зерна, непременно клали иконку и крестик. Саму люльку украшали резьбой или росписью.
Обязательным атрибутом становился полог: он и от назойливых кровососущих уберегал, да и от нечистого глаза прятал.
Для полога выбиралась самая красивая ткань, его украшали кружевами и лентами. Если же семья была бедная, в дело пускали старый сарафан, который, несмотря на лета, выглядел нарядно.
Люлька приобретала статус «счастливой», если в ней благополучно вырастал ребенок – мало хворал, еще меньше капризничал, в общем, изо всех своих неокрепших сил радовал поведением счастливых родителей. Такая люлька долго не пустовала: место подросшего бутуса занимал его новорожденный брат или сестра.
Кстати, качать пустую люльку строго-настрого возбранялось, иначе не видать малышу спокойных снов.
Эта примета дошла и до наших дней. Когда счастливая люлька приходила в негодность, ее непременно надо было унести в лес и повесить на березовую ветку.
Кроме чисто практических соображений – теплый воздух, как известно, поднимается вверх, — были и другие причины, по которым люльку непременно надо было подвесить.
Например, верили, что небесным силам лучше защитить приподнятого над землей ребенка, к тому же по полу вместе с мышами того и гляди домовой пробежит.
Не случайно под подвешенную люльку клали различные колюще-режущие предметы: ножницы, ножи, гребень – они защищали младенца от нечисти. Еще одним защитником, как известно, был кот, который ладил с домовым.
Оригинальные методики для спокойного сна использовали наши предки. Многие поверья и обряды имеют языческие корни. Например, клали полено рядом с младенцем, приговаривая: «Спи так же крепко, как это поленце». Можно предположить, что полено выступало в роли двойника малыша. Видимо, очень наши предки надеялись, что если нечистая сила захочет навредить, вдруг, на удачу перепутает. Или всячески старались угодить Будихе – злому духу, который мешал спокойно спать малышу.
На люльке писали заговор, для Будихи оставляли что-нибудь сладенькое, а люльку перевешивали.
Если малыш ну никак не желал засыпать, люльку выносили на крыльцо и просили у Зари забрать бессонницу. Нельзя было передавать люльку через порог или оставлять без присмотра. В последнем случае нечисть могла легко подменить малыша на своего детеныша. Позднее добавились другие обычаи: не класть младенца в люльку до крещения, в случае капризов рисовать на лобике малыша крестики-заметинки золой. Но самым верным способом, пожалуй, была колыбельная – под нее не только младенец, но и все домочадцы начинали дружно сопеть носами.
Читайте наши статьи на Дзен