Маска смерти: как выглядит человек, который скоро умрёт
С древнейших времен человечество пыталось найти внешние признаки, предвещающие смерть. Еще Гиппократ описывал особые черты лица у тяжелобольных, получившие название «маска Гиппократа». Но современные исследователи пошли дальше, выдвинув смелую гипотезу: о приближающемся конце может говорить… идеальная симметрия лица.
О чём расскажет лицо
Идея о том, что болезни «отпечатываются» на нашей внешности, получила второе дыхание в конце XIX века в Америке. В 1884 году профессор Чарльз Рауэ в своей книге «Особенности терапии и диагностики» призвал коллег внимательнее вглядываться в лица пациентов. Он был убежден, что цвет кожи, выражение, температура и черты лица — это богатейший источник информации для диагноста, который со временем можно научиться «читать» практически без ошибок.
Развивая это направление, российский ученый, доктор медицинских наук Евгений Черносвитов, за годы практики пришел к сенсационному выводу. По его наблюдениям, к моменту смерти лицо человека, которое при жизни всегда было в той или иной степени асимметричным, внезапно обретает полную, идеальную симметрию.
«Блудный сын»: почему Сталин переводил деньги отцу маршала Василевского
Эта теория получила жутковатое подтверждение на практике. Однажды к Черносвитову подошел сотрудник алтайской колонии, и ученый с ужасом обнаружил у него эту самую «смертельную» симметрию. Не желая пугать мужчину, доктор не стал ничего говорить. Его молчаливый диагноз оказался роковым: через несколько дней молодого человека заколол заключенный во дворе учреждения.
Полученная рана оказалась смертельной. «Пророчество» Черносвитова сбылось.
А вот доктор технических и психологических наук, заведующий лабораторией систем восприятия информации Института проблем управления РАН, академик Автандил Ануашвили уверяет — его коллега тот ещё выдумщик. Ануашвили изучил более двух миллионов лиц, но никаких подобных закономерностей так и не выявил. По его мнению, человеческое лицо приобретает симметрию или асимметрию в зависимости от заболевания.