Знаменитые люди, пропавшие без вести
Пропажи обычных людей часто остаются сухой статистикой. Но когда бесследно исчезает знаменитость — изобретатель, исследователь или политик — это рождает легенды, версии и вопросы, не утихающие десятилетиями. Мы собрали истории самых загадочных исчезновений XX века.
Последний полёт «Наполеона полюсов»
Легендарный Руаль Амундсен, покоритель Южного полюса, за день до своего последнего вылета похоронил друга. Вероятно, именно жажда «рыцарской» смерти, а не тихого угасания, заставила его в 1928 году возглавить рискованную спасательную миссию на гидроплане «Латам». Связь с самолётом прервалась через несколько часов после вылета из Тромсё. Позже нашли лишь поплавок и бензобак. Тело Амундсена и его четырёх спутников не обнаружено до сих пор, породив версии от аварии до мистических слухов о телепатическом сеансе с полярником.
Наследник империи, который стал «данью уважения»
Майкл Рокфеллер, сын губернатора Нельсона Рокфеллера, в 1961 году отправился в экспедицию за ритуальными артефактами в Новую Гвинею. Его целью было затерянное племя астматов, слывшее каннибалами. Местный шаман предупредил его о «маске смерти» на лице, а жители — о перегруженности катамарана. Рокфеллер проигнорировал предостережения. После крушения судна он попытался вплавь добраться до берега и исчез. Официальная версия — нападение крокодилов. Но ходит и более жуткое предположение: его съели астматы, что, по местным верованиям, является высшей данью уважения.
Дипломат, спасший тысячи и исчезнувший в ГУЛАГе
Шведский дипломат Рауль Валленберг, спасший десятки тысяч венгерских евреев, был задержан советскими войсками в Будапеште в январе 1945 года. Позже свидетели якобы видели его в Лефортовской тюрьме. По одной из версий, изложенной генералом КГБ Судоплатовым, Валленберга убили в 1947 году по приказу Молотова, а тело кремировали. Однако вплоть до 1959 года поступали сообщения от бывших узников, утверждавших, что видели его в разных лагерях. Тайна его конечной судьбы остаётся одной из самых мрачных загадок холодной войны.
Профсоюзный босс, который «знал слишком много»
Джимми Хоффа был олицетворением того, какими обычно показывают в американских фильмах профсоюзных боссов. Он выбился в люди с самого низа социальной лестницы и в 1952 году стал лидером профсоюза грузового транспорта.
К 1957 году коррупция в его ведомстве достигла такого уровня, что Сенат США учредил специальный комитет во главе с сенатором Джоном Макклелланом, однако «прищучить» Хоффу удалось только в 1964 году. Он бы осужден на 8 лет за попытку подкупа члена Большого жюри, в тот же год он получил ещё 5 лет за мошенничество со средствами пенсионного фонда. Однако из 13 лет Хоффа отсидел только пять — в 1971 году Никсон своей властью сократил срок Хоффу до отбытого.
«Жратва»: что означает это слово на самом деле
Хоффа вышел, ему дали серьезную пенсию в два миллиона долларов, но запретили заниматься профсоюзной деятельностью.
Тогда Хоффа решил начать с того, откуда шел, и задумал вернуться в детройтскую организацию. Однако осуществить свой замысел он не успел. 30 апреля 1975 года Джимми Хоффа бесследно исчез. Последний раз его видели на ресторанной парковке в пригороде Детройта Блумфилд-Тауншип около трех часов пополудни. До этого он позвонил из автомата жене и сказал, что его «кинули». На стоянке нашли открытую машину Хоффы, но от него и след простыл. Исчезновение Хоффы до сих пор считается в США «притчей во языцех», историю обыгрывают в фильмах и сериалах.
Сигизмунд Леваневский
В 1937 году на совещании у Сталина летчик-герой Сигизмунд Леваневский встал и сказал: «Товарищ Сталин, я хочу сделать заявление». «Заявление?» — спросил Сталин. «Я хочу официально заявить, что не верю Туполеву, считаю его вредителем. Убеждён, что он сознательно делает вредительские самолёты, которые отказывают в самый ответственный момент. На туполевских машинах я больше летать не буду!». Туполев сидел напротив. Ему стало плохо.
Эта сцена, описанная в воспоминаниях другого летчика-героя — Байдукова, поставила намеченный трансарктический перелет под угрозу срыва.
Лететь решили на экспериментальном самолете ДБ-1. На следующий день после старта Леваневский по рации сообщил об отказе правого двигателя и плохих метеоусловиях. Больше на радиосвязь он не вышел. И больше ни его, ни самолет никто не видел.
Существуют разные версии произошедшего, но ни одна их них не нашла пока подтверждения. Район поисков самолета растянут от Якутии до Аляски. В прошлом году экспедиция РГО нашла обломки неизвестного самолета на Ямале, однако официального подтверждения того, что это был самолет именно Леваневского пока нет
Луи Лепренс
Все мы знаем, что первый фильм был снят братьями Люмьер, но это не так. Первым фильмом, правда, с хронометражем чуть более двух секунд снял в Лондоне французский изобретатель Луи Лепренс. Фильм назвался «Сцена в саду Раундхэй». Он вышел за семь лет(!) до официального рождения кинематографа.
Луи Лепренс видел своим главным конкурентом на приоритет изобретений американца Томаса Эдисона. И если Лепренс был вынужден влезать в долги для дальнейшей работы, то на Эдисона кредиты сыпались как конфетти. Однако, Лепренс Эдисона обогнал.
Киевская Русь: почему государства с таким названием никогда не существовало
Перед своим исчезновением француз ездил в Америку, где планировал найти финансирование и, очевидно, нашел. Сразу по возвращении из Штатов он отправился к родственникам в Дюжен, а оттуда планировал поехать в Париж, пересесть на поезд до Лондона и запатентовать своё изобретение. В Дюжене он сел на парижский поезд и… исчез.
Версии исчезновения, как водится, приводят разные: от заговора конкурентов (вместе с Лепренсом пропало и его оборудование) до того, что Лепренс устроил мистификацию своего исчезновения, так как разработки его зашли в тупик, а платить по долгам было нужно.
Эта история была бы неполной без ещё одного интересного факта. В 1902 году Альфонс, старший сын Лепреса, прибыл в Нью-Йорк для встречи с Эдисоном. На следующий день он был застрелен в номере отеля. Дверь номера была заперта изнутри, но оружия рядом с телом не нашли.
Рудольф Дизель
Финансовый кризис 1913 года окончательно разорил изобретателя Рудольфа Дизеля, но у него по-прежнему были надежды на благополучный исход. 29 сентября 1913 года он сел в Антверпене на пароход «Дрезден» и отправился в Лондон — открывать свой новый завод. Больше Рудольфа Дизеля никто не видел.
Версий исчезновения несколько. По одной — Рудольф Дизель упал с корабля во время сердечного приступа. Тело похожего на него человека выловили 30 сентября, однако однозначного признания того, что выловленный утопленник был Дизелем нету до сих пор.
На это есть несколько причин. Во-первых, семье Дизеля как-то удалось наладить финансовый вопрос. Якобы, они продали патенты исчезнувшего главы семьи. Однако будь все так ладно с патентами, почему сам Дизель не продал их, чтобы спасти семью от голода? Дизельный двигатель уже не был «чудом века». Его умело копировали и знали его устройство.
Во-вторых, по делу исчезновения опрашивалось масса свидетелей, но компетентных из них только три: два друга Дизеля и стюард. Все они едины в своих показаниях, но друзья Рудольфа могли просто следовать заранее заготовленной легенде, а стюард был просто подкуплен.
В ночь перед исчезновением Рудольф Дизель закрылся в своей каюте, закончил приготовления ко сну (разложил пижаму и повесил у кровати заведенные часы). Его шляпу и плащ нашли на палубе.
Показательно и то, что в списках пассажиров парохода фамилии Дизеля не было, а из обнаруженных на корабле «вещей Рудольфа Дизеля» нет ни одного предмета, который бы принадлежал ему со 100% достоверностью. Ни бумажника, ни паспорта, ни записной книжки, ни чертежей.
Всё словно говорит о том, что на корабль изобретатель и не заходил, а все свидетели, включая детей Дизеля, могли быть заинтересованы в сокрытии правды.