Берия и Мессинг: каким испытаниям подверг гипнотизера нарком при знакомстве
История о том, как Вольф Мессинг получил по чистому листку 100 тысяч рублей в Госбанке по приказу Сталина, стала легендой. Но за кулисами советской власти с «личным телепатом вождя» происходили вещи куда более темные и показательные. Осенью 1939 года, сразу после бегства в СССР, Мессинг попал не просто на прием, а на настоящий экзамен к всесильному наркому внутренних дел Лаврентию Берии. И это была проверка не только способностей, но и лояльности.
Дело №…: беженец под колпаком НКВД
Вольф Мессинг, польский еврей и артист-менталист, оказался в Советском Союзе не как знаменитость, а как лицо без статуса. На него сразу завели дело, и его судьба висела на волоске. Ключевой документ — записка капитана госбезопасности Кузнецова — рисует картину, больше похожую на спецоперацию, чем на приглашение. Мессинга поселили в Люберцах, а уже следующей ночью тайно привезли в знаменитый дом Берии на Малой Никитской.
Ужин с дьяволом: первая встреча
Встреча была обставлена как неформальная, почти дружеская. Берия принимал гостя за ужином. Эта «непринужденность», вероятно, была частью проверки. Как ни парадоксально, сам Мессинг позже, по свидетельствам из книги «Магия моего мозга», признавался, что был очарован умом, энергией и проницательностью хозяина кабинета.
Но светская беседа быстро перешла в допрос. Берия интересовался кругом общения беженца. И Мессинг выложил козыри: президент Польши Пилсудский, шеф берлинской полиции фон Хелльсдорф, глава абвера адмирал Канарис… Этот список контактов с сильными мира сего мог как открыть двери, так и навсегда захлопнуть их в тюремной камере.
Экзамен для сверхчеловека: три задания наркома
Берия не собирался верить на слово, в особенности в том, что касалось необычных способностей. Поэтому для того, чтобы убедиться в даре Вольфа Мессинга Берия подверг его целому ряду испытаний. Если верить изданию ««О, возлюбленная моя!» Письма жене»», где приведены письма Мессинга, адресованные супруге, для начала Лаврентий Павлович велел телепату внушить официантам, которые разносили блюда, станцевать вальс. Мессинг исполнил желание наркома.
Потом Берия попросил Мессинга выйти на улицу, прогуляться возле постов и вернуться в особняк. Вольф Григорьевич прошел и это испытание и возвратился назад, так и не остановленный ни разу бдительными постовыми. Оказалось, что Мессинг внушил им, что перед ними сам Берия. Затем Мессинг должен был получить в фельдъегерской комнате письмо, приготовленное к отправке. Гипнотизер выполнил и это указание, предъявив фельдъегерям вместо документов пачку папирос.
Удивленный всем произошедшим Лаврентий Берия спросил Вольфа Мессинга, чем тот собирается заниматься в СССР. Мессинг ответил, что хочет выступать с подобными номерами на сцене. Лаврентий Павлович ответил: «Думаю, вашим способностям можно найти лучшее применение».