Кириллица. На скрижалях сердца
Толковать тайны кириллицы можно по-разному: искать истоки в древних сакральных алфавитах, видеть в ней отражение христианского миропорядка или пытаться скептически прослеживать историю греческих заимствований. Но значимость её сложно переоценить, ведь из букв смертоносных состоят глаголы вечной жизни.
У Апостола Павла есть интересная метафора письменности: письмо Христово должно быть написано «не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца». Так, священный алфавит Кириллица писался на «скрижалях сердца» славянского народа, и каждая его буква передавала русскому человеку сразу множество смыслов и символов.
Письмо часто становилось посредником между человеком и божественным знанием, а язык отражал идею уникальности народа (не случайно слово «язык» в старославянском имеет и значение «народ»). И если для многих народов иврит, греческий и латынь воплотили природу вещей, то уникальность Руси кроется в кириллице – сакральном алфавите, символику которого мы забыли.
Начертания славянских букв уже таят в себе загадку. Привычные буквенные обозначения, знакомые нам еще с прописей, состоят из простых геометрических фигур: кругов, треугольников, крестов. Но за этим скрыт сакральный смысл — символы вечности, Троицы, Христа. Геометрии часто придавалась сакральность, как некой высшей организации всего сущего. На иконах Господа изображали с циркулем и углом, как Великого Геометра.
Исследователи старославянского алфавита установили, что геометрически в кириллической букве «Ч» изначально спрятан символ чаши причастия, в «Х» — крест Андрея Первозванного, в «Фите» — ковчег спасения. Так азбука рисует нам символическую картину христианского мира.
На Руси была традиция украшать орнаментом первую букву текста – инициал, но делалось это не для простой красоты – так книжники пытались изобразить и передать мысль, заложенную в самой букве. И в хорошо знакомых нам линиях, составляющих буквы, вычерчены и виноградная лоза, и извивы реки, и сплетение корней, и змеиный изгиб, и полет крыльев…
Буквенные обозначения использовались и в качестве чисел — и тут в кириллице мы находим новые загадки. Почему Аз равен единице, а Буки не имеет числа? Ряд первых чисел последователен, но девятка оказывается в самом конце азбуки. Нельзя предположить, что такая хаотичность — результат случайности, ведь Святой Кирилл тщательно продумывал сакральные значения своего творения. Для превращения буквы в число над ней ставился специальный знак — титло, смысл которого можно приравнять к нимбу.
Связь чисел-букв имела свои толкования, так в Средневековье вычисляли значение слова, складывая числовые значения букв, чтобы открыть в них новый смысл. К примеру, числом Христа считается 888, такова сумма чисел-букв имени Иисус в греческом языке. Поэтому те, кто обращаются к старославянскому алфавиту, бьются над загадкой числового обозначения его букв, выискивая в древней азбуке шифр всего мироустроения: от сотворения мира до страшного суда.
Кроме того, кириллический алфавит – это еще и определенная комбинация, порядок букв, которые неспроста идут друг за другом. Есть даже такая поговорка: «Не суйтесь, буки, поперек аза».
Старославянскую азбуку можно разделить на три части: «высшую», «низшую» и «божественную». Первая из них по названиям буквиц несет в себе определенное смысловое послание; вторая противоположна ей: названия этих букв – слоги, часто неприятные для слуха; третья же – божественные символы, находящиеся в середине азбуки – самая загадочная из тайн.
Читайте наши статьи на Дзен