Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2017-05-25 08:50:41

«Цвести весне — до Вознесенья»

Пасхальным колокольным звоном, ликованием встречал простолюдин и Воскресенье Господне и пробуждение природных сил от зимнего сна, наступление красны-весны. Спустя сорок дней в праздник Вознесения Господня, завершающий в православной церкви пасхальный цикл, весну провожали, отпускали, открывая путь знойной летней поре, с ее пахотными страдными работами в поте лица. «И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день – прокукует кукушкой, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется!»


«Водить колосок»

Рано-рано поутру с восходом солнца шли девушки и парни на окраину деревни, становились в два рядка, друг напротив друга, брались за руки, образуя тем самым живой мост, вытягивавшийся в узкую длинную ленту, пестревшую всеми цветами праздничных нарядов молодежи. По этому мосту соединенных рук пускали идти девочку лет двенадцати с венком на голове, всю убранную яркими лентами и цветочными перевязями. Как проходила по рукам одной пары девочка, так забегало живое звено моста вперед и становилось опять в очередь. Так девочка шла по рукам, не касаясь земли, и все шествие доходило до самого поля в сопровождении песен-напевов:
«Лада, Лада!
Ой, Лада,
Ой, Лада!»
В поле маленькую Ладу спускали на земь. Девочка должна была сорвать пучок зеленой ржи, готовившейся обычно к этому времени выметывать колос. Затем с сорванным пучком бежала обратно в деревню к церкви и бросала там колосья или просто бежала к окраине, откуда и началось шествие. Остальные участники «колосовождения», не догоняя беглянки, следовали за ней попятам, заводя песню:

«Пошел колос на ниву,
Пошел на зеленую!
Пошел колос на ниву,
На рожь на пшеничную!
Ой, Лада!»

Так веселясь, играя, распевая песни, обходили все селение. Так «водили колосок», тем самым обеспечивая жизненно необходимое плодородие земли, заклинали богатый урожай. После чего расходились по домам, обрывая с девочки все ленты и цветы, разряжая ее, «растерзывая» подобно чучелу Масленицы или троичной завитой березке. А разбрасываемые по дороге во время обратного шествия ржаные стебли поднимали молодые парни, угадывая свою судьбу: кому попадалась рожь с выметнувшимся колосом, тот неминуемо женился в осенний мясоед. Поднял колосок – символ роста, жизни, так и сам женись и плодись!

Хлебные «лесенки»

Подобно масленичным блинам, пасхальным куличам и яйцам на Вознесенье обязательным обрядовым угощением были «лесенки» («рогушки», «преснушки») — продолговатые лепешки из ржаного теста с рубчиками вроде лестницы.

«Лесенки», вызывавшие в сознании представление о поднятии вверх, о Вознесении Христа с земли на небо, яко бы помогавшие Господу взойти на небеса, были далеко не только праздничным символом, но и одним из продуцирующих, приумножающих урожай способов.

С этими лесенками все бабы и мужики, девушки и парни, выходили после обеда в поле, где каждый у своей нивы, помолившись на все четыре стороны, бросал лепешку так высоко, как удастся, приговаривая при этом: «Чтобы рожь моя росла так же высоко!». После этого лесенки съедали. Так крестьянин переиначивал, толковал церковные учения на свой земледельческий лад, подобно тому, как некогда христианство переиначивало и толковало языческие праздники и поверья на свой церковный лад. Так «лесенки», олицетворявшие Вознесение, для простолюдина, чье благополучие зависело от урожая хлебов, служили успешному произрастания и поднятию ввысь злаков. Так обрядовая еда была далеко не только угощением и средством насыщения, но актом приобщения себя, своего хозяйства к силам, потенциям, приписываемым съедаемым блюдам. Так печенье «козули», «бабашки», которые пекли в Егорьев день, день первого выгона скота, изображали домашних животных и были магическим средством преумножения и оберега скотины от падежа. Крашеные яйца, обязательное угощение на Пасху и во все поминальные дни, представлялись символом бессмертия и воскресения, а так же средством обеспечивающим их. Вот и вознесенские «лесенки», испеченные из ржи, ассоциировались с поднятием вверх, восхождение растительности, активным ростом злаков.
Хлебные «лесенки» так же служили поминальной пищей. Веруя, что по ступенькам душам умершим будет проще вознестись на небеса, печенье носили на кладбище вместе с яйцами и кутьей, устраивая поминки по усопшим. Вознесенье, связанное с представлением о посмертном пребывании души на земле и вознесении ее через сорок дней после смерти, почитался как праздник умерших. В этот день нельзя было не вспомнить о предках-родителях, не поминуть их добрым словом, не всплакнуть о них, уповая на их помощь из под земли плодородным, рождающим силам матушки-земли, чтобы затем перейти к праздничному веселью, разжиганию костра, проводам весны и встречам летней страды.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: