Что случилось с Алтайскими казаками
О донском казачестве наслышаны практически все. Образ казака с Дона увековечен в романе Шолохова «Тихий Дон», удостоенном Нобелевской премии, известных песнях и кинофильмах. Но мало кто знает, что казачество и в Сибири было заметной силой, общиной с устоявшимися культурными традициями.
Откуда взялись алтайские казаки?
Алтайское казачество представляло собой подразделение Сибирского казачьего войска. С конца XVII века кузнецкие и томские казаки пробирались как разведчики и дипломаты на территорию Алтая, который контролировался тогда Джунгарским ханством.
В марте 1708 года Петр Первый издал указ о строительстве Бикатунского острога, обеспечивающего сбор ясачной казны. Вскоре возведены Бийская и Белоярская крепости, позволяющие отражать набеги джунгарских кочевников.
Поисковые партии отца и сына Костылевых, а позднее экспедиции заводчика Акинфия Демидова обнаружили на Алтае медь и серебро. Петр Первый предоставил Демидову «берг-привилегию» — право добывать руды на новых месторождениях и выплавлять медь.
Джунгарское ханство не хотело выпускать из-под контроля Алтай. Встал вопрос об охране рудознатцев. Для охраны демидовских заводов и рудников на Алтай были откомандированы казачьи сотни из Кузнецка и Тары, беломестные казаки Белоярской и Бердской крепостей. Осенью 1727 года Демидов получил для охраны заводов отряд в 50 казаков из Тары – заводчик был обязан вооружить их и содержать за свой счет.
Закрепление казачества на Алтае
После обустройства укрепленной оборонительной линии и перехода заводов Демидова в ведение Кабинета началось активное освоение Алтайского края казачеством. К 1751 году количество казаков достигло 1337 человек.
Управителям заводов казаки были нужны не только для охраны – не хватало рук для горнозаводских нужд. К декабрю 1747 года военная коллегия позволила приставлять к работе военнослужащих, «коли для обороны нужды не будет». Казакам Алтая приходилось трудиться на рудниках и горных заводах, гнать смолу и дёготь, жечь уголь. Формирования городовых казаков до середины XIX века в полной мере выполняли также полицейско-хозяйственные функции – в уездах они были главными внутренними стражами.
Охрана рубежей Империи
Положением 1808 года было создано Сибирское линейное казачество. Все казачьи поселения на Алтае были включены в его состав.
С расширением и укреплением границ у России отпала необходимость в активной защите рубежей Алтая. Участок оборонительной линии Кузнецк — Бийск в 1848 году упразднили. 3030 душ мужского пола из числа казаков Алтая были обращены в государственных крестьян, остальных включили в 10-й казачий полк и перевели в Семиречье.
С 1872 года алтайские казаки входили в 3-й отдел Сибирского казачьего войска. В него включались станицы по Бухтарминской, Иртышской линии и в Киргизской степи, а также часть поселков бывшей Бийской линии.
Кто мог попасть в алтайские казаки?
Значительную часть казаков Алтая составляли потомки участников отрядов Ермака. Высочайшим приказом от 6 декабря 1603 года войску Ермака было даровано старшинство «Царская Служилая Рать». Оно стало третьим казачьим войском в Российской империи по старшинству, после Донского и Терского.
В период с 1846-го по 1849 годы численность алтайского казачьего войска выросла почти вдвое благодаря зачислению в казаки исконных крестьян – как переселившихся из европейской части страны, так и местных.
Мнение, что инородцам не было места в рядах сибирских казаков, не основано на фактах. В казачьем отряде Ермака были литвины и немцы. В казаки Российской империи в разное время были поверстаны калмыки, буряты, татары.
Малоизвестный факт: в сибирские казаки были зачислены пленные поляки из армии Наполеона. После окончания войны им позволили вернуться домой, но многие уже женились, родили детей и отказались уезжать в Польшу. Они получили в сибирском казачьем войске чины урядников, а некоторые – даже офицеров, многие преподавали в казачьем войсковом училище (ставшим впоследствии кадетским корпусом). Их потомки тоже женились на казачках и совершенно обрусели. Лишь фамилии Стабровский, Легчинский, Едомский, Яновский говорят о польских корнях этих казаков.
Почему советская власть сделала все для забвения алтайских казаков?
В годы Октябрьской революции большинство российских казаков встало на нейтральную позицию по отношению к происходящему. Некоторые исторические издания используют термин «нейтральные части». Однако сибирское алтайское казачество сделало однозначный политический выбор.
Казаки Алтая называли себя «государевыми людьми» и смотрели на крестьян свысока. Они не приняли революцию и новую власть. Атаман Б. В. Анненков со своим отрядом занял ранней осенью 1918 года город Славгород. К сторонникам советской власти были применены жестокие карательные меры – массовые порки и даже расстрелы.
Яркий пример – судьба полного Георгиевского кавалера А. П. Кайгородова. Он родился в с. Катанда нынешней Республики Алтай (в то время – Бийский уезд Томской губернии). Воевал в Первую мировую войны, был прапорщиком армейской пехоты. Наполовину телеут Кайгородов изначально не был казаком. Адмирал Колчак лично произвел его в есаулы.
Кайгородов собрал под своим началом небольшое, но сильное войско и боролся против органов советской власти и Красной Армии. Красноармейский ЧОН несколько лет гонялся за отрядом не в силах захватить или ликвидировать. Лишь зимой 1921-1922 годов чоновцы сумели пройти перевал, считавшийся непроходимым в зимний период, и внезапно атаковали отряд, размещенный в Катанде, родном селе Кайгородова.
До сих пор не установлено, как погиб есаул: по одной версии, он застрелился ил отравился, по другой, – его застрелили красноармейцы, по третьей, – был взят живым и казнен. Известно одно: Кайгородову отрубили голову и провезли ее в кастрюле со спиртом по многим окрестным селам, демонстрируя крестьянам. Напоследок голову предъявили для опознания жене есаула, заключенной в барнаульской тюрьме.
Разгром алтайского казачества
25 января 1919 года ЦК РКП (б) выпустило директиву: «О проведении по отношению к казакам со стороны советской власти самого беспощадного террора». В феврале 1920 года властями организован I Всероссийский съезд трудового казачества. Его декретом Сибирское казачье войско было ликвидировано.
Алтайские казаки, не согласившиеся подчинится приказам о расказачивании, были убиты в вооруженных схватках, погибли позже в ходе репрессий. Немногие сумели спастись, эмигрировав в Китай. В Шанхае в марте 1925 года был создан Белоэмигрантский казачий союз. Алтайские казаки вошли в него в составе Сибирской станицы. После перестройки и распада СССР казачество было реабилитировано.