Аватарки XIX века
Каждый пользователь интернета в некотором смысле — «художник». Действительно, чем аватарка, изображающая вовсе не вас, а, например, кошку – не ваш «автопортрет»? Вы же ощущаете себя именно так. Но где тогда правдоподобность и точность? А это совсем не обязательно. Несходство человека в портретах – психологический прием, который ввел в русскую культуру художник Орест Кипренский.
Автопротрет с кистями за ухом.
Кипренский писал свои автопортреты, в отличие от коллег по цеху, без помощи зеркала. Он не стремился точно запечатлеть облик. Его отношение к воспроизведению натуры было вольным и интерпретирующим.
Каждый портрет Кипренского не похож стилистически на предыдущий. Нелепо производить отбор произведений этого художника, исходя только из тождественности строения черепа и цвета глаз. Перед творцом каждый раз стояли разные психологические и мимические проблемы, которые приводили к тому, что один портрет заведомо становился непохожим на другой. Да и зачем сходство? Важнее показать «жизнь чувств», идею человека.
Автопортрет с розовым шейным платком.
Его «быстрый карандаш» и вдохновенная кисть сохранили для потомков черты великих талантов – Пушкина и Жуковского, Крылова и Гнедича, Батюшкова и Вяземского, а также поэтов Германии и Польши Гёте и Мицкевича.
Кипренский был едва ли не первым русским художником, искусство которого оценили в Риме, Дрездене и Париже. Знамения галерея Уффицци в Италии предложила Кипренскому — первому из русских мастеров – поместить в своих залах собственный автопортрет. Вот это успех! Произведения Кипренского оказались разбросанными на огромных пространствах, где одной крайней точкой был Петербург и Эрмитаж, а другой — Салоны Парижа и Рима.
Бедная лиза.
Сама судьба художника у современников превратилась в миф и изумляла. Сыну крепостного слуги была уготована судьба дворянина. Посудите сами, юноша, окончивший Академию художеств, приобретал не только отличное «ремесло», но и положение в обществе – дворянское достоинство.
Академическая карьера Кипренского развивалась традиционно: за рисунки с натуры и эскизы самостоятельных композиций он удостаивался золотых и серебряных медалей. Если художник не получал большой золотой медали, то лишался статуса «пенсионера» Академии и не имел привилегии командироваться заграницу. Эта неудача произошла с Кипренским в 1803 году. Однако он остался при Академии «по собственному желанию», был вынужден искать жилье, и источники пропитания на стороне.
Интерес к портретной живописи и выход из Академии, видимо, совпали не случайно. Портрет стал тем жанром, специализируясь в котором, Кипренский смог не только материально поддержать свое существование, но и открыть в себе истинный талант. Из живописца он превратился в портретиста, притом талантливого, более совершенного, чем Кипренский – мастер композиции на историческую тему. В 1804 году Кипренский пишет знаменитый «Портрет А.К. Швальбе» и не расстается с собственным творением, пишет авторскую копию, возит ее с собой в путешествия. Показав полотно в Италии, художник вызвал недоумение местных знатоков, которые посчитали это произведение картиной старых мастеров — Рембрандта или Рубенса. В наивности подобной экспертизы, конечно, не следует сомневаться, но влияние «старой школы» и мастерство русского художника были налицо.
Портрет А.К. Швальбе.
Карина Никульникова
Читайте наши статьи на Дзен