Зачем российский Су-30 перехватил американский самолёт
25 ноября российские радары обнаружили в небе над нейтральными водами Черного моря самолет, двигающийся в сторону государственной границы России. Навстречу неизвестному самолету был отправлен российский истребитель Су-30, который установил, что это американский противолодочный P-8 Poseidon. После облёта истребителем Посейдона, американец изменил курс и стал возвращаться на базу.
Американские военные утверждают, что российский пилот пролетел очень близко, не более 15 метров, от патрульного самолёта США, что заставило американских пилотов совершить резкий манёвр для уклонения, приведший в свою очередь к «сильной турбулентности». Американцы считают подобные грубые перехваты опасными для жизни пилотов с обеих сторон.
Краткая техническая справка:
Су-30 –советский/российский многоцелевой истребитель 4+ поколения. Цель – быстрое завоевание господства в небе в том числе и в сложных погодных условиях. За счет оснащения современными системами обнаружения и радиоэлектронной борьбы способен подсвечивать противника на больших дистанциях и поражать цели ракетами средней и большой дальности.
Особенность самолёта его двигатели – два двухконтурных форсированных турбореактивных с управляемым вектором тяги АЛ-31ФП, что делает его сверхманевренным в трёх возможных плоскостях движения и позволяет выполнять сложные фигуры пилотажа.
P-8 Poseidon – патрульный, противолодочный, многоцелевой самолет. Цель – обнаружение и уничтожение подводных лодок противника в районах патрулирования, разведка, противокорабельные и спасательные операции. В качестве вооружения противокорабельные ракеты, торпеды, морские мины и авиабомбы. Отличительная особенность – крыло с увеличенной стреловидностью, имеющее законцовки.
Примеры «опасных» сближений
За последние несколько лет российские и американские военные не раз оказывались в ситуации «опасного сближения».
13 апреля 2016 года российский Су-27 и вертолет без вооружения совершили облет над американским эсминцем «Дональдом Куком» в нейтральных водах Балтийского моря. Военные США утверждали, что пилоты российских ВВС совершили облёт якобы небезопасным способом с нарушением международных договорённостей. На следующий день Су-27 совершил перехват самолета-разведчика RC-135 ВВС США над Прибалтикой.
29 апреля 2016 года Су-27 совершил по утверждению представителей Пентагона «перехват» американского разведчика в международном воздушном пространстве над Балтийским морем, совершив вокруг него так называемую «бочку». Минобороны России отвергло обвинения в непрофессионализме и заявило, что встреча самолётов была штатной.
3 марта генерал Тэд Уолтерс сообщил, что 10 февраля 2017 года в небе над Прибалтикой произошло 4 «опасных» сближения между самолетами России и НАТО. 3 из них – с тактическим бомбардировщиком Су-24 и 1 – с противолодочным самолётом Ил-38.
Однако после о подобных случаях Уолтерс больше не упоминал. Также есть сомнения в том, были ли они опасными: если бы это действительно было так, зачем было ждать 3 недели, чтобы об этом сообщать.
17 июня 2017 года в Средиземном море американский эсминец «Грэйвли» сблизился с российским боевым кораблём «Ярослав Мудрый» на 60-70 метров и пересёк его курс. Минобороны России сообщило об инциденте только 28 июня, в ответ американцы обвинили экипаж отечественного сторожевого корабля в непрофессионализме и небезопасном поведении, это при том, что есть видео, того как «Грэйвли» подрезает «Ярослава Мудрого».
Уже позже 29 июня «Ярослав Мудрый» отплатил той же монетой, выполняя «опасные», по словам американцев, манёвры на расстоянии не меньше 140 метров от эсминца «Сан-Джасинто» и подав сигнал американцам, чтобы те не пересекали его курс.
Одним из самых хамских случаев стал инцидент с приближением на опасную дистанцию польского F-16 к российскому лайнеру министра обороны Сергей Шойгу. Польский истребитель не мог не знать, к кому он приближался, но удалился только когда сопровождавший лайнер министра Су-27 продемонстрировал польскому пилоту вооружение под своими крыльями.
Сближение у кораблей
Опасное сближение совершают не только самолёты, но и корабли с обеих сторон. Стоит добавить, что ПВО России вынуждены поднимать в воздух истребители для идентификации неопознанных воздушных целей, двигающихся на большой скорости к границам России.
Российские военные уже не раз делают замечание летчикам НАТО, выключающим транспордеры – специальные радиопередатчики, которые передают идентификационные данные на своих самолетах. Если бы этого не происходило, то российским истребителям не приходилось бы лишний раз подниматься в воздух.
Причина №1 – профессиональное соперничество
Россия и США являются давними соперниками со времён «холодной» войны. Противостояние двух держав проявляется в поведении военных с обеих сторон, лётчиков в том числе. Подобные поединки на проверку характера и мастерства происходили и во времена СССР.
Опасные сближения можно объяснить желанием летчиков наших стран действовать на нервы или провоцировать на ошибки во время полёта, приближаясь на предельно возможные дистанции.
Причина №2 – война на нервах
После присоединения Крыма в 2014 году отношения между Россией и западными странами осложнились. Россия стала восприниматься как страна-агрессор и так преподноситься информационными каналами запада.
Помимо информационной войны и санкций ситуация обострилась на российских границах. Страны НАТО стали чаще отправлять самолёты-разведчики и свои корабли к границам России в Прибалтике, над и в Чёрном, Баренцевом и Охотском морях. На опасное сближение идут пилоты и моряки обеих стран, что приводят к взаимным обвинениям в безответственном поведении.
В условиях санкционной и информационной войны одно такое опасное сближение, закончившееся крушением двух самолетов или кораблей станет причиной нового внешнеполитического кризиса, обострения отношений России и стран НАТО и нового витка санкций по отношению к нашей стране.
Причём никто толком не будет разбираться, кто виноват. В иностранных информационных источниках после подобного столкновения Россию в очередной раз заклеймят как агрессора.
Причина №3 – техническая
В отдельном конкретном случае Сирийской войны происходит сокращение территорий ИГ* (запрещённая в РФ организация) в результате совместных действий коалиционных сил. Это, в свою очередь, приводит к сокращению воздушного пространства для полётов истребителей и бомбардировщиков стран антиигиловской коалиции.
Следовательно, самолеты союзников будут чаще пересекаться в небе над Сирией, и вероятность опасных сближений и небезопасных маневров также возрастет. Поэтому в такой ситуации важна координация действий и информирование о своих полётах всех участников во избежание катастрофы.
Вывод
Случаи с опасными сближениями не выгодны для России, независимо от того действительно ли российские летчики и моряки применяют подобные меры предупреждения по отношению к самолётам и кораблям США и стран НАТО.
Такие ситуации играют на руку западу, так как таким нехитрым образом можно обвинять Россию в агрессивном поведении и тем самым подпитывать русофобскую истерию на западном информационном поле.
Систематические полёты натовских разведчиков возле границ России и отправку им на перехват российских истребителей можно рассматривать как политические сигналы друг другу, которые очень легко расшифровываются.
НАТО таким образом говорит, что следит за действиями России в оба глаза и защищает своих членов, а Россия отвечает НАТО, чтобы те если и приближались границам, то только с включёнными транспордерами, а вот над нашей территорией никто летать не будет.
Гипотетическое столкновение в воздухе военных самолетов России и НАТО не приведёт к началу 3-ей мировой войны, однако такое событие обострит противостояние, что, в свою очередь, осложнит диалог между оппонентами.
Читайте наши статьи на Дзен