Матвей Федорович Казаков — первый из достойнейших и временно забытый
Сейчас очень прискорбно отмечать тот факт, что имя основоположника первой профессиональной московской архитектурной школы, одного из самых, если не самого выдающегося архитектора России времен Екатерины II, в настоящее время попросту забыто, за повседневным глянцем центральных витрин и штамповок-офисов, заполонивших Москву.
Матвей Казаков — имя, которое еще до конца XX в. было знакомо почти каждому второму москвичу и вызывало уважение, чувство близости и, в конце концов, пусть это звучит наивно, чувство нежности, сейчас вызывает в лучшем случае равнодушие (худшее из чувств). И это не вопрос образования. Нет, увольте, речь не об образовании, речь даже не о смене парадигмы общественного быта. Сейчас это вопрос полного и тотального забвения масс, горожан, москвичей, называйте как хотите, связанное с наплевательским отношением к собственному городу.
В лучшем случае современный москвич знает как пройти от собственного дома до ближайшего метро, минуя ларек с сигаретами и божьих людей в тамбурах стеклянного шкафа.
А как пройти от Ходынки до Тверской Заставы? А где находится Путевой Царский дворец? А почему район Замоскворечья имеет такую радиальную планировку? А вот на эти вопросы знают ответ единицы…
Матвей Казаков был не только рядовым московским архитектором, хотя и это тоже не помешало бы знать, Матвей Казаков — это тот человек, который по указу Екатерины II, полностью создал новую планировку центральной части города Москвы в палладианском стиле, которую мы сейчас можем наблюдать. Улицы Моховая, Маросейка, Покровка, Мясницкая, Бульварное кольцо и многие другие части нашего великолепного города приняли во 2-ой половине XVIII в. царский, роскошный, обаятельный, и в то же время строгий классицистический облик.
Улицы и переулки застраивались новыми зданиями стиля классицизм; главные купеческие и дворянские дома приобретали симметричную композицию не только главных жилых домов, но и все домовладения были перепланированы согласно новой концепции.
Но настоящей страстью М.Ф. Казакова стала псевдоготика, отдельные элементы которой он так любил применять в особо крупных строительных заказах, типа Путевого Царского дворца или усадьбы Царицыно, так безобразно отреставрированной в наши дни.
Почему до сих пор шедевры русской архитектуры позволяют ставить над собой такие чудовищные антиэстетические эксперименты? Ответственность лежит, конечно, не на заурядных застройщиках и неквалифицированных строительных фирмах, которые «не в зуб ногой» не только с усадьбой Царицыно, но и со строительством вообще… Ответственность за убийства памятников архитектуры, тем более такого масштаба, лежит на нас, москвичах. В стране, где уничтожают культурное наследие, прежде всего, начинает стабилизироваться процесс, ведущий к отказу от своих корней.
Уничтожая памятники — мы уничтожаем память о наших пращурах.
И когда с голубого экрана, в очередной раз рассуждают о покусительстве на русскую культуру, у меня встает один очень банальный вопрос: «А где вы последний раз видели эту русскую культуру?» Господа, обернитесь, все, что когда-то можно было назвать русской культурой, уже давно перепахано лужковским комбайном и сбито собянинской фомкой. Достаточно включить кнопку телевизора на кухне, чтобы за 5 минут убедиться, что охранять и защищать здесь уже практически нечего. Мы стоим на пепелище, господа…
В такое же пепелище Москву превратил Наполеон в сентябре 1812 г.
Эвакуированный в Рязань, мастер Матвей Казаков, узнав о том, что его детище, его практически игрушечная, по большей части деревянная Москва, полностью сожжена французами, вскоре умер. Казаков, как «отец», не выдержал гибели своего «ребенка».
После изгнания Наполеона из Москвы из государственных архивов были подняты все альбомы, зарисовки и планировки почившего зодчего, и стали восстанавливать Москву по-настоящему всем миром. Руководили реконструкцией столицы, ученики великого мастера: Алексей Бакарев, Иван Еготов и Осип Бове. Были полностью восстановлены взорванные здания в Кремле и на Красной площади, улицы Моховая, Охотный ряд, Маросейка, Мясницкая, Дмитровка, Алексеевские слободы и многие другие уже исторические места.
Смотря сейчас с высоты истории на подвиг наших предков, которые буквально из пепла заново отстроили город таким, каким его видел и спроектировал Матвей Федорович Казаков, не стоит ли задуматься нам, современным москвичам, если не о грандиозных планах по восстановлению древних усадеб, то хотя бы о более нежном отношении к старой Москве. К городу, в котором творил такой потрясающий зодчий, как Матвей Федорович Казаков, из архитектурной школы которого вышли уже другие мастера, ставшие знаменитыми своими постройками как в Москве, так и по всей империи. Поверьте, нам есть чем гордиться, просто.. Просто, не надо равнодушно проходить мимо экскаватора.
P.S. Сам дом великого московского зодчего М.Ф. Казакова, расположенный по адресу: Малый Златоустинский переулок, д.1/11, был выстроен им по собственному проекту в 1785 г. Внутренняя планировка здания была разбита на две части: в одной располагалась семья М.Ф. Казакова, в другой — его знаменитая архитектурная мастерская, откуда вышли такие величины московского зодчества как Осип Бове, Алексей Бакарев и многие другие.
8 января 2003 года в этом историческом здании случился пожар, жильцы были отселены, а здание заброшено. Дом фактически не имеет крыши, неоднократно горел, уничтожены печи, украдены подлинные изразцы казаковского времени, разграблены квартиры, лестница на третий этаж разрушена. Выдающийся памятник— память о Матвее Казакове и фактически родина послепожарной Москвы, уже 10 лет стоит и медленно погибает. Легендарный мастер, отец русского классицизма — полностью забыт, а его наследие предано забвению, и это уже настоящий позор для каждого, кто называет себя «москвич».
Илья Удовенко
Читайте наши статьи на Дзен