Как появилось и распространилось христианство в Крыму
Христианство в Крыму появилось во времена Римской империи и благодаря ей. Крым непосредственно в Римскую империю не входил. Два крупнейших государства полуострова – Херсонес и Боспорское царство – были сателлитами Империи, самостоятельными во внутренних делах. Но на их территории стояли римские гарнизоны.
Апостол Андрей Первозванный и святой Климент, папа Римский
Крым был вовлечён в орбиту Pax Romana («римского мира») и в I-II вв. н.э. пережил экономический расцвет, наряду со всей Империей. В этой же самое время по всей Римской империи, не знавшей внутренних границ, началась проповедь христианства.
Предание о том, что ещё апостол Андрей проповедовал в Скифии, сложилось не позднее первой половины III века. Его авторитетным автором считается Ориген из Александрии, великий богослов первых веков христианства. Согласно свидетельству Евсевия из Кесарии (IV век), Ориген писал о том, что после воскресения Христа двенадцать апостолов бросили жребий и распределили между собой известные тогда страны, кому где проповедовать. Андрею достались Фракия и Скифия. Скифией тогда и позднее назывались все земли, лежавшие к северу от Чёрного моря.
Особенную роль в христианизации Крыма церковная традиция придаёт св. Клименту, апостолу из семидесяти, четвёртому папе Римскому. Климент был римским первосвященником в 88-97, 90-99 или 92-101 гг. Император Траян отправил его на каменоломни в Херсонес Таврический, где папа Климент продолжал свои проповеди. Тогда по приказу императора к ногам святого привязали тяжёлый якорь и утопили в море.
Этот вариант жития сложился не ранее конца IX века, после того, как свв. Кирилл и Мефодий обнаружил в Крыму мощи папы Климента. Само сказание о мученичестве св. Климента появилось только в V веке. В VI веке Григорий Турский в «Истории франков» впервые сообщил об утоплении Климента, однако без указания, где конкретно это произошло.
Внецерковные историки находят в легенде жития анахронизм. Во времена Траяна Крым не был частью владений Рима. Следовательно, он не мог служить местом ссылки в каторжные работы, как это стало позднее, во времена Византии. По их мнению, Кирилл и Мефодий приняли за мощи папы Климента мощи некоего местночтимого святого.
Тем не менее, ничто не исключает проникновения в Крым христианства и появления здесь первых христианских общин в конце I – начале II вв. Правда, до сих пор археологами не найдены свидетельства существования таких общин. Древнейшие обнаруженные памятники христианства в Крыму относятся к IV веку. Катакомбные храмы и монастыри в Крыму возникли только в период сопротивления иконоборчеству в VIII веке. Так что в вопросе появления христианства в Крыму в I-III вв. остаётся лишь доверять либо не доверять имеющейся церковной традиции.
Готы и арианство
Мощным импульсом христианизации Крыма стало, как ни парадоксально, вторжение готов на полуостров в конце IV века.
В IV веке, когда христианство постепенно становилось государственной религией Римской империи, церковь сотрясали ожесточённые христологические споры. На долгое время в доктрине официальной церкви возобладало учение папы Александрийского Ария, который утверждал сотворённость Сына и его подобосущие Отцу, отрицая единосущие. Ариане одержали победу над своими противниками в последние годы жизни императора Константина Великого. На Антиохийском соборе 341 года арианские догматы были утверждены в качестве единственно верных и оставались таковыми сорок лет, до собора 381 года, на котором ариане потерпели поражение, и возобладали православные.
Арианская доктрина, однако, сыграла колоссальную роль в деле христианизации «варваров», вторгавшихся в пределы Империи. Арианство с его сотворённостью Сына было «варварам» ближе и понятнее других вариаций христианства. Готы, вандалы, франки, другие народы обычно принимали христианство первоначально в арианской форме. И даже после того, как в доктрине церкви установились православные догматы, многие из этих народов продолжали исповедовать арианство.
Одной из наиболее упорных арианских церквей и стала Готская. Её становление связано с деятельностью первого епископа готов Ульфилы (Вульфилы), который в IV веке, по преданию, в одиночку выполнил перевод Библии на готский язык. Современники называли его «Моисеем готов». Готы приняли крещение ещё тогда, когда большинство населения Империи и Херсонеса оставались язычниками. Готская церковь в Крыму сохраняла арианское вероисповедание по меньшей мере до конца VIII века, когда готы потерпели поражение в борьбе с хазарами и были вынуждены подчиниться политическому и религиозному диктату Византии.
В конце IV века в Крыму уже существовали две константинопольские епархии – Херсонесская и Боспорская.
Византийская эпоха
Следующий исторический эпизод рисует дальнейшее распространение христианства на «варваров» в Крыму. Около 527-528 гг. вождь части гуннов, господствовавшей над Боспором Киммерийским, Горд решил принять крещение и для этого съездил в Константинополь. Его крестным отцом стал сам император Юстиниан Великий. Этот акт означал признание гуннским вождём вассальной зависимости от Византии.
Но по возвращении Горда на Боспор его соплеменники подняли мятеж. Когда же Горд с помощью византийских послов попытался окрестить свой народ, гунны убили его. Вслед за тем они обрушились на византийский гарнизон на Боспоре и истребили его. Посланная в ответ византийская карательная экспедиция оккупировала Боспор и присоединила его, уже без всякой тени автономии, напрямую к православной Империи.
В VIII веке Крым стал убежищем для многих монахов, спасавшихся от политики императоров-иконоборцев. Последние равнодушно относились к тому, чтобы почитатели икон селились на окраинах Империи. Этот массовый приток православного духовенства в Крым способствовал дальнейшему распространению православия на полуострове. Правда, христианизированными оставались только обжитой южный берег и горы, где жили готы. Попытки окрестить хазар успехом не увенчались. Последняя неудачная попытка проповеди христианства среди хазар была предпринята свв. Кириллом и Мефодием во второй половине IX века.
Читайте наши статьи на Дзен