«Отставала же лебедушка прочь от стада лебединого..»
Сегодня свадьба — праздник семейный. И то, не всегда. Порой на свадьбе вообще не присутствует никого, кроме самих виновников торжества и фотографа. Ну а в старину, свадьбу справляли всей деревней, всем миром. И называлось это на Руси – «играть свадьбу».
А почему, собственно, «играть»? Дело всё в том, что свадебный ритуал во многом напоминал театральное представление, где все делалось согласно написанному сценарию, с необходимым реквизитом, с распределенными ролями, с большим размахом.
Первым актом свадьбы было сватовство. Сваты приезжали в дом невесты и расхваливали жениха, назначали день смотрин. После этого уже родители жениха приезжали в дом невесты, и везли с собой особый пряник, который назывался «сговорным» — своеобразное пожелание невесте быть хорошей хозяйкой и плодовитой матерью. Форма пряника символизировала собой солнце, а на поверхность его были нанесены специальные знаки, символы плодородия.
Во время «сговора» невеста выходила к гостям несколько раз, обыкновенно от трех до пяти, и каждый раз при этом меняла наряды. Логическим завершение сего акта являлось «рукобитье», когда отцы семейств вкладывали руку жениха в руку невесты, и ударяли по ним рукавицей, а сваха трижды обходила молодых, держа в руках хлеб-соль и икону. Обыкновенно во время сговора также определи дату венчания в церкви.
Невеста, которая теперь называлась «сговоренкой», надевала с этого дня «печальную одежду», которую уже не снимала до свадьбы. Это была простая белая или черная рубаха, темный платок на голову, который девушка носила так, чтоб он закрывал почти всю верхнюю часть лица. До свадьбы невеста более не появлялась на людях, а была занята вместе с подругами последними приготовлениями приданого и даров для родственников жениха.
Приготовления приданого тоже не проходили без особого сопровождающего их ритуала – «причитания». Невеста и подруги её за работой произносили причеты или пели песни, смысл которых крутился вокруг свадьбы и сложной гаммы чувств, испытываемых молодой девушкой. Когда дары и приданое были готовы, то в доме невесты, уже накануне свадьбы, устраивался «девичник». Во время этого мероприятия происходил очередной ритуал – расплетение косы, который символизировал потерю девичьей красы и «воли». После девичника невесту принято было именовать «молодухой».
В церковь ехали на «свадебном поезде», состоящем из нескольких повозок, украшенных праздничными лентами и колокольчиками. В повозки запрягали коней, и никогда — кобыл. В первой повозке того импровизированного поезда ехали дружки жениха, во второй – невеста с матерью и свахой, в третьей – жених. В остальных повозках ехали родственники и другие гости.
Обряд венчания традиционно состоял из двух частей – обручения и венчания. Во время обручения священник спрашивал молодых, готовы и они сделать этот важный в жизни шаг, а затем надевал им на пальцы заранее освященные кольца. Невеста и жених троекратно менялись кольцами. После этого подходило время для самого венчания. В руки молодым священник давал венчальные свечи, которые не должны были погаснуть, пока не завершиться таинство.
Ещё раз спросив о твердости намерений молодых, священник возлагал на их головы венцы. Затем венчающиеся отпивали вина из одной чаши, и священник трижды обводил их вокруг аналоя. Заканчивалось венчание, как и все прочие таинства, совместным принятием Святого причастия. К слову, на Руси было не принято венчаться во время постов, Святок, Пасхальной недели, а также во вторник, четверг и субботу. Венчание заканчивалось пиршеством в доме жениха, за которым обильно угощали гостей, пели величальные песни, веселились на славу. Здесь также были свои ритуалы. К примеру, жених с невестой не сразу могли присоединиться к общему веселью. Некоторое время они сидели за столом, а затем уединялись, чтобы угостить друг друга особой едой, обычно это были два пирога, один из которых был приготовлен в доме невесты, другой – в доме жениха. Затем невеста уходила, чтобы одеть «женский наряд», то есть принять вид, подобающей замужней теперь женщине. Наконец молодые могли присоединиться к гостям. За столом им подавалась вся еда на двоих. Они пили из одного стакана и ели одной ложкой. Считалось, что общая еда объединит молодых.
Настоящий пир, именуемый «красным столом», начинался только на следующий день. Яства для него готовили исключительно замужние женщины, которым помогала молодая хозяйка. Пир шел и день, и два, и три. А порой затягивался и на более долгое время.
Последним актом свадебного действа обыкновенно были «обсидки» — ритуал, при котором замужние женщины деревни принимали молодую в свой круг. Традиционным угощением для такого завершающего этапа было вино и студень.
Мария Молодцова
Читайте наши статьи на Дзен